Здравствуйте, Гость

Автор Тема: Экономика в GURPS Traveller  (Прочитано 4028 раз)

Оффлайн Codir

  • Illuminated Order of GURPS
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 77
    • Просмотр профиля
Экономика в GURPS Traveller
« : Сентября 14, 2010, 12:33 »
Вопрос, тем кто играет в GURPS Traveller.
Решили мы создать в тревеллеру бизнес. Как положено, грузовой корабль. В книге Traveller - 101 Starships для кораблей приведена статистика. Сколько тратиться, сколько приносит. Я посичтал вроде цифры похожи на те, которые получаются если персонажи игроков летают на нем и перевозят грузы.
ВЫбрали мы "Bugram-class Tramp Trader" (GTS140). Стоит он 27.13Mcr.
Под него, по правилам Far Trader-а, делаем заем, скажем на 2 года, под 10% годовых, итого выплачивать 32.556Mcr, 1.3565Mcr/мес.
Приносит корабль по статистике, приведенной в GTS.
Income:1.8Mcr   Expenses:0.4Mcr, чистый доход: 1.4Mcr.
Вопрос: В статистике корабля единица времени год, в условиях, при которых, корабль получает такую прибыль и расходы, единица времени, тоже год. Но в самих доходах и расходах, единица времени не указана. Если исходит из остальной статистике, то это год, но тогда выплаты по кредиту сильно превышают доходы. По логике это должны быть доходы за месяц, тогда доходы немного превышают выплаты по кредиту. Но примерные подсчеты за перевозку пассажиров и фрахт (по правилам Far Trader-а), дают как раз те результаты что записаны в статистике (фрахт:~1.58Mcr/25 прыжков, пассажиры: ~0.23MCr/25 прыжков). 25 прыжков это как раз год и есть. Если к кто-то уже попадал в подобную ситуацию, то как вы решили данный вопрос?

Оффлайн Agt. Gray

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #1 : Сентября 14, 2010, 13:24 »
Два года? Ну ты же не телевизор домой покупашь.
Рассмотри вариант финансового лизинга лет так на 25.

А вообще, обязательно почитай GURPS Spaceships 2, если тебе нужна подробная экономика космических полетов.

Оффлайн vsh

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #2 : Сентября 14, 2010, 13:37 »
10% годовых от стоимости корабля попросту больше, чем чистый годовой доход транспорта. Космический корабль - невыгодное вложение денег с коммерческой точки зрения. Из пяти процентов годовых покупать корабль ещё имеет какой-то смысл, хотя это всё равно низкодоходное высокорисковое вложение.

Оффлайн Agt. Gray

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #3 : Сентября 14, 2010, 14:01 »
Codir, кстати, не помню специфику, скажи, плиз, откуда взялось про "25 прыжков это как раз год и есть".
vsh, при указонном Income, совершенно верно. Капиталоотдачу лучше догнать до 20-25% в год (как минимум до тех пор, пока с кредитами не расчитаешься). Иначе даже на самых благоприятных банковских условиях можешь не окупить свой звездолет. Вообще, кредит нужно брать под перспективный бизнес-план, более прибыльный и оригинальный, чем работать тупо лайнером, что Income в статблоке собсно и отражает.

Не соглашусь, однако, с высокорисковостью. 5% в год на безопасных маршрутах с учетом страховки - это довольно комфортно. Только под это дело кредит брать глупо. Под гособлигации кредит же брать не будешь.)

Оффлайн Codir

  • Illuminated Order of GURPS
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 77
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #4 : Сентября 14, 2010, 14:04 »
Agt. Gray с серией GURPS Spaceships и особенно с книжкой GURPS Spaceships 2, я знаком, мы раньше по ней играли. Но в Traveller Far Trader экономика расписана гораздо детальней, тем и привлекло.

Со сроками и процентами можно поиграть. Тут есть два НО:
1.Под меньший процент могут не дать (пенальти и все такое).
2.Даже если удастся взять под 3% (2% минимально возможное), и на 50 лет (еще пенальти -5, по -1 за каждые 10 лет). То получает сумму месячной выплаты: 114Kcr, при месячном доходе: 117Kcr. 3Kcr/мес? на непредвиденных ситуациях и ЧП можно почти сразу же разориться.
Есть конечно вариант взять сумму 27.13Mcr (пенальти -2) под 2% (бонус +2), на 50 лет (пенальти -5), в столице сектора (бонус +1). Для получения кредита надо сделать бросок реакции с модификатором -4, что бы выпало 16+. Можно компенсировать пенальти репутацией и/или статусом, но тогда не нужен был бы заем, с высоким статусом были бы и деньги. Можно компенсировать залогом +1 за каждые 5% стоимости. Но опять же если бы они были, но заем не был бы таким большим. И даже при столь счастливом стечении обстоятельств получаем прибыли 27Kcr/мес, при обязательствах на 50 лет. Большого бизнеса не сделать.
Agt. Gray и vsh спасибо. Пересчитав на больший срок и меньший процент разобрался как сделать прибыль в плюс. Хотя все равно условия заставляют возить контрабанду  :)

Оффлайн Codir

  • Illuminated Order of GURPS
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 77
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #5 : Сентября 14, 2010, 14:10 »
Agt. Gray специфика в следующем. Сам прыжок длиться неделю (при расширенных правилах, плюс-минус паровоз, но в среднем неделю). Делать прыжок каждую неделю не получиться, еще уходит время на полет от космопорта к точке прыжка, погрузка/разгрузку, и т.п. В году если не ошибаюсь 52 недели. Если прыгать раз в две недели, то есть неделю уходит на полет в обычном пространстве и портовые нужды, и неделя собственно полет в подпространстве. То выходит ~25 прыжков (26 в идеале, но это же статистика).
Собственно было интересно, посмотреть, а что если "работать тупо лайнером".

Ред:очепятки и сисетмы
« Последнее редактирование: Сентября 14, 2010, 14:19 от Codir »

Оффлайн Agt. Gray

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #6 : Сентября 14, 2010, 14:24 »
Про прыжки понятно, спасибо. Мне почему-то казалось, что они мгновенные.

Цитировать
Большого бизнеса не сделать.
А он так и не делается.)
Цитировать
Собственно было интересно, посмотреть, а что если "работать тупо лайнером".
А если работать лайнером, то нужно сразу ориентироваться на низкий доход и окупаемость в десятки лет. Ты просто не сможешь обслужить займ.

Оффлайн Codir

  • Illuminated Order of GURPS
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 77
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #7 : Сентября 14, 2010, 14:27 »
В общем я понял.
Если лайнером, то лучше пусть PC работают на чужом корабле, командой.
Если свой корабль и купленный в кредит, то надо возить контрабандой генетическое оружие.

Оффлайн Agt. Gray

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #8 : Сентября 14, 2010, 14:41 »
Ну вот как раз если корабль свой, то возить можно что угодно, раз выплаты по кредитам не висят.
А кредит брать только если есть офигенная идея, как делать на корабле 20-25% годовых.

Оффлайн vsh

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #9 : Сентября 14, 2010, 15:21 »
Можно попытаться получить субсидии от правительства. Корабли приносят мало прибыли, но существенно улучшают инфраструктуру. Можно сравнить с общественным транспортом или дорогами. Их очень мало кто строит на собственные деньги. Кроме того, корабли - ценный военный ресурс, можно подключить армию и молиться, чтобы не было войны и корабль не реквизировали.
Ещё можно купить б/у корабль.
« Последнее редактирование: Сентября 14, 2010, 15:34 от vsh »

Оффлайн vsh

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #10 : Сентября 14, 2010, 15:23 »
Не соглашусь, однако, с высокорисковостью. 5% в год на безопасных маршрутах с учетом страховки - это довольно комфортно. Только под это дело кредит брать глупо. Под гособлигации кредит же брать не будешь.)
Про высокий риск соврал, конечно, не учёл, что в расходы входит и страховка (я полагаю). Кстати, можно ведь летать и без страховки и выцыганить ещё пару копеек прибыли.

Оффлайн Agt. Gray

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #11 : Сентября 14, 2010, 15:37 »
Цитировать
Ещё можно купить б/у корабль.
:good: Точно!
Не помню, как в ранних версиях, но вот в T:ISW б/у рулит.

Оффлайн vsh

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #12 : Сентября 14, 2010, 15:41 »
Ещё можно увеличить количество прыжков в год. Договориться с внутрипланетными грузовыми катерами, чтобы подовозили груз и пассажиров прямо к кораблю в день прыжка, и наоборот. Останется только необходимость портового обслуживания, но тут тоже наверняка можно скостить время, выбрав наиболее удобную станцию обслуживания.

Оффлайн Codir

  • Illuminated Order of GURPS
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 77
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #13 : Сентября 14, 2010, 16:31 »
Увеличить количество прыжков сильно не получится. В том числе и за счет не захода в порт.
б/у это хорошее решение. С субсидиями пока не разобрался, но думаю что это будет самое лучшее решение для подобной задачи. Так как тут низкий риск и низкая доходность.

Оффлайн flannan

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 327
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #14 : Сентября 14, 2010, 22:20 »
Если свой корабль и купленный в кредит, то надо возить контрабандой генетическое оружие.

Ещё можно возить что-то очень дорогое. Маленькие чёрные дыры, антиматерию, подлинники произведений искусства...
В общем, что-то заработать - это рискованное занятие.

Оффлайн Erl

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 679
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #15 : Сентября 15, 2010, 15:01 »

Ничего, если я со стороны вмешаюсь без знания гурпсов?


Значится если есть величина чистой прибыли (доход 1,4 М) и стоимости бизнеса (корабль стоимостью 27,13М), можно легко посчитать рентабельность и условный срок окупаемости. Рентабельность составляет 5,16% (5,16 центов на доллар - percent). Срок окупаемости 19,4 года. Т.е. грубо говоря, покупка корабля себя оправдает через 20 лет. Это кстати при условии, что в обязательные расходы входит страховка, которая покроет какие-то особые расходы, иначе фактический срок окупаемости будет больше. Особые расходы - гибель корабля, потеря груза, непредвиденный серьезный ремонт и т.д.


Вообще нормальным бизнесом (в мире, не в РФ) считается бизнес со сроком окупаемости около 8 лет и менее. Крупные и долговременные проекты (ну там скажем атомная станция) могут иметь значительно бОльший срок окупаемости (скажем, 15 лет), но тем не менее все равно финансируются инвесторами.


Да, кстати. Если денег не валом, можно рассмотреть вариант покупки б/у корабля. Это всяко дешевле, хотя наверняка накладные расходы будут много выше.


Теперь по кредитам (банковским). Естественное, если кредит 10%, то такой корабль-бизнес никогда не окупится (т.е. доходность вложенного капитала всего 5,16%). Но тут возникает другой вопрос: чем продиктована ставка 10% ?


Если инфляцией (это кстати очень большой уровень инфляции - нормальным считается 2-3% в год), то извините, фигня получается с ценами. Так если каждый год цены будут меняться на 10% и всего через 7 лет цены удвоятся. И если доходность будет все также 1,4М... Понимаете, что бред? Однако, если доходность через 7 лет будет уже 2,8М, то через 7 лет корабль начнет приносить прибыль.


Если инфляция не учитывается, то 10% - это просто верх жадности, скорее всего, продиктованный нехваткой финансов и который очень скоро повлечет (или повлек) за собой вселенский финансовый кризис, с который нынешний мировой финансовый кризис и близко не стоял. Обычно банковская моржа (разница в "цене" привлеченных и выданных денег) составляет 1-2% (в РФ из-за жадности и высоких рисков конечно больше).


Короче, имхо: если вообще не учитывать инфляцию и считать развитым банковский сектор, то имхо нормальная ставка по кредиту для бизнеса должна составлять где-то в районе 2-4% годовых. Космический корабль, купленный с доходностью 5,14% будет прибыльным, но будучи куплен в кредит под такой процент... Скорее всего нерентабельным.

Оффлайн Agt. Gray

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #16 : Сентября 15, 2010, 15:18 »
Erl, чуть специфики Тревллера (если мне память изменяет, пусть Кодир поправит):
а) Это очень медленный мир. 20-летняя окупаемость - не вопрос. Инфляция тоже стоит на месте.
б) Не особенно интегрированная экономика. В одном месте можно взять ссуду под 3%, в другом - по 20%. Роль банка здесь скорее сводится к чему-то вроде ростовщика в 16 веке.
в) Экономика незамкнута, она питается постоянно расширяющимися колониями и фронтиром. Экспортирует энтропию, так сказать.

Глобальные экономические кризисы тут маловероятны, а вот локальные, особенно связанные с распадом "имперских" отношений метрополия-колония - наоборот очень возможны.

Оффлайн Codir

  • Illuminated Order of GURPS
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 77
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #17 : Сентября 15, 2010, 19:50 »
Agt. Gray на сколько я понимаю вселенную Тревеллера, описание правильно.
Опираясь на Тревеллеровскою механику: на 20 лет взять не получиться.
На 20 лет под 2%.
+2 бонус за 2%, -2 пенальти за >20Mcr, -2 пенальти за 20 лет. При условиях получения кредита (по тем же правилам) выпасть должно 16+, с модификаторами результат выпавший на дайсах (3d) должен быть 18, весьма редкое явление (помниться в BS был написан процент выпаданий, сейчас не могу подсмотреть).
И даже при этом доходы (117Kcr) не покрывали бы выплаты по кредиту ((27130Kcr+(2%*20))/(20*12)=~158KCr).
На мой взгляд решение проблемы мы нашли. А сравнивать реальную экономику и тревеллеровскую мне кажется делом бесперспективным. "Сынок это фантастика"  :)

Оффлайн vsh

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #18 : Сентября 15, 2010, 20:17 »
Ну, скилл Merchant добавит +1, достаточно ещё скромных +2 к реакции (внешность, харизма, репутация), чтобы повысить шансы до 10%. Если в системе есть десять банков, кредит дадут. Наверняка можно уговорить мастера, чтобы грамотно сделанный бизнес-план добавил ещё бонусов.
Что касается доходов, то да, верно, двадцать лет - это срок окупаемости корабля без учёта кредита. Под два процента срок окупаемости - 32 года.
« Последнее редактирование: Сентября 16, 2010, 15:17 от vsh »

Оффлайн Erl

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 679
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #19 : Сентября 16, 2010, 14:56 »
А сравнивать реальную экономику и тревеллеровскую мне кажется делом бесперспективным. "Сынок это фантастика"  :)

Эх, как я не люблю подобные фразы в духе "It`s magic!"... Потому что подобными фразами авторы сетингов и правил обычно всего лишь прикрывают свою безграмотность или глупость (к автору поста никаких претензий, если что :) )


Теперь по сути вопроса, т.е. о финансах. Немного посвящу тех, кто не в теме. Краткий ликбез, так сказать (правда сам я не работаю в финансовой сфере - если где не прав, поправьте).

Банки не просто так называют кровеносной системой бизнеса. Банк - это источник денег для бизнеса, причем как краткосрочных (нужных вот прямо сейчас, чтобы все не встало), так и "длинных денег". "Короткие деньги" нужны для обслуживания бизнеса (как быстрые резервы), "длинные" обычно используются в качестве инвестиций в длительные проекты. Резервы для бизнеса вещь безусловно полезная, но невыгодная, поскольку сами по себе резервы денег не приносят, а сами деньги отвлекают. Поэтому у хорошего финансиста (ну или финдиректора) "свободных" денег никогда нет.

Убираем банки и это приведет лишь к тому, что бизнес будет вынужден увеличить резервы и тем самым снизить свою рентабельность. Плюс возможные издержки, связанные с возможным отсутствием оборотного капитала в нужное время (оборотный капитал это грубо говоря - деньги на непосредственное производство продукции). Плюс возникнут сложности с долговременными проектами (в банках как правило несколько проще найти "длинные деньги", чем на улице скажем).

Теперь о то, зачем это банкам. Банки это точно такой же бизнес, который зарабатыват на разнице в цене привлеченных и заемных денег (т.н. банковская моржа). Берет банк деньги у вкладчиков (обычно это население) и у центрбанка (по ставке рефинансирования, т.е. ставка рефинансирования - это %, под который центрбанк дает кредиты комерческим банкам), а размещает в разных проектах, в том числе, кредитует население и бизнес. Скажем, если источник финансирования банка - центрбанк, то при ставке рефинансирования 2% при выдаче кредита под 3,5% моржа банка составит 1,5%. А если у банка много вкладов населения (конечно, срочных вкладов) скажем по 1,5% годовых, то выдав тот же кредит банк получит моржу в 2%.

Учитывая, что привлекаются обычно суммы немаленькие, эти 1,5-2% реально могут оказаться очень большой цифрой. Т.е. фактически работа банка может свестись к проверке кредитора, последующему запросу кредита у центрбанка и затем взиманием процента. Скажем, выдали 100 миллионов с моржой в 1% и за описанную ранее работу получили 1 миллион рублей за чисто технические операции.

Сама моржа, как и норма прибыли в обычном бизнесе зависит много от чего, главным образом - планируемые расходы самого банка и заложенная им норма прибыли самого банка. И как и в обычном бизнесе, банк с меньшей моржой будет более конкурентоспособным, соответственно в принципе банки заинтересованы привлекать клиентов более интересными условиями (в числе которых и размер банковской моржи).

Роль государства: а государство у нас заинтересовано в бизнесе, так как бизнес приносит налоги, а еще бизнес задействует возможно безработных людей, которые получают зарплату и снова же платят налоги. Соответственно в интересах государства давать бизнесу развиваться. А поскольку банки являются той самой кровеносной системой бизнеса, государство заинтересовано и в развитии конкурентной банковской системы. Центрбанк находится под контролем государства и посредством ставки рефинансирования (и ряда других инструментов) государство обычно может управлять финансовой активностью как бизнеса, так и банков, а также в некоторой степени управлять инфляционными процессами.

Вот как-то вот так вкратце, может не совсем по теме.

Оффлайн vsh

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Экономика в GURPS Traveller
« Ответ #20 : Сентября 16, 2010, 14:59 »
Маржа пишется через а.