Здравствуйте, Гость

Автор Тема: Загадки и головоломки. Поделитесь наработками.  (Прочитано 8279 раз)

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 604
    • Просмотр профиля
Я тут проанализировал свои игры, и пришел к выводу, что чего-то не хватает. А именно интересных ситуаций, где надо немного поломать голову (не путать с "проломить голову"!). Все похождения в заброшенный гробници (или подобное) сводилось в итоге к простому мордобою с нежитью или другими обитателями... И что-то захотелось добавить в игры интересных головоломок и загадок. Что-нибудь вроде сфинкса, который не пропустит, пока не ответишь на вопрос, или головоломка как в "Пятом элементе" с их "ветер веет, солнце светит, и вам всем я шлю приветик". Хочется попробовать создать для игроков интересный дэнж, а в голову ничего толкового не приходит...
Может быть поделитесь интересными головоломками и загадками, подходящими к фентезийной обстановке ("зимой и летом одним цветом" по ясным причинам не очень подходит). Или может ссылочкой на какой-нибудь интересный ресурс, где это можно поискать.
Заранее благодарен всем откликнувшимся и поделившимся.

Оффлайн Son_of_Morning

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 940
    • Просмотр профиля
Когда-то хотел сделать что-то подобное, но проанализировав игровые ситуации с которыми сам сталкивался будучи игроком от этой затеи отказался, дело в том, что виденные мной загадки делились на:
1. тривиальные (или почти тривиальные) -- тут решаются быстро, если предварительно описать "сфинкса" как сверхмудрого, сверх..... то 1-2 раза будет эйфория от прохождения, но на 3-4 уже все будут думать: "а опять этот нубо-сфинкс мы ща его на раз-два".
2. основанные на знании сеттинга или конкретных (художественных) книг (я сейчас про FRealms) -- тут обычно кто-то знает ответ или партия останавливается и "google salvatore ****", ничего интересного.
3. основанные на какой-то "оригинальной идеи мастера" -- самые плохие из виденных мной. Мастера что-то знает про сеттинг или даже "хоум-сеттинг", что ещё хуже, потом его "озаряет" "гениальная" идея загадки на основе этого знания, а на самом деле получается что вопрос кажется "логичным" лишь самому мастеру. Такие вопросы как правило портили игру, т.к. после "подачи ответа" игроки начинали говорить всё, что думают о логическом мышлении мастера, дело в том, что нарушались аксиомы интересных вопросов (приведу ниже)
4. К сожалению "нормальных" вопросов в ДнД играх я не наблюдал. Надеюсь тебе удастся их сделать таковыми и избежать описанных выше "граблей"

Ну и каким должен \ не должен быть вопрос ("http://www.kursy.ru/chgk_ask/index.htm") почитать НЕОБХОДИМЫЕ условия можно тут.
Что обычно нарушают (вопрос типа "3") креативные ДМ-ы
а) Ответ должен однозначно следовать из вопроса
б) Вопрос не должен браться "от фонаря"
в) Команда отвечает на тот вопрос, который задали
Что ещё желательно помнить, задавая вопрос:
а) ответ на вопрос -- это состязание интеллектов, а не знаний
б) все необходимые для ответа знания должны быть даны
в) исход реально должен зависить от логики мышления игроков


П.С.
задать хороший вопрос -- большой труд или упорная тренировка. если у тебя получится придумать такие, которые действительно скрасят игру -- выложи тут плз.
П.П.С. сорри, что пост не отвечает на вопрос "как надо делать", но лишь на вопрос "как не надо делать" -- тема действительно очень трудная и не детерминированная.
« Последнее редактирование: Мая 05, 2011, 10:50 от Son_of_Morning »

Оффлайн Leeder

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 768
    • Просмотр профиля
Давным-давно видел переведённый мини-модуль для ДнД, кажется, он назывался "Латная перчатка Горголданда". Там были одни из интереснейших паззлов и загадок, которые мне встречались. :)

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 604
    • Просмотр профиля
Про перчатку - спасибо, сейчас посмотрю...

Про неправильные загадки - не спорю, многие игроки могут просто знать ответ на какие-либо загадки, вычитав их ранее в интернете или услышав от друзей. Но, например, "что дается людям бесплатно дважды, а за третий уже приходится платить" я считаю загадкой подходящей по многим пунктам (нетривиальная, не зависит от мира вообще), но мои игроки ее знают. Именно когда я ее загадал, и они с энтузиазмом ее разбирали по полочкам около двадцати минут (это было уже после игры), и появилось желание нечто подобное изредка вставлять в игры. Игра идет в реале, поэтому нагуглить ответ они никак не могут.

Оффлайн molfar

  • Dungeons & Dragons
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 113
    • Просмотр профиля
я переделываю головоломки на основе книг Игнатьева " В царстве смекалки". В сети должны валятся пдфки. Ну и детская шахматная литература с разными задачками может пригодится. А вот пазлы я как то не оч использую в этом деле...

Оффлайн Leeder

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 768
    • Просмотр профиля
Вот, кстати, пример из этого модуля. Вроде бы как раз на интеллект, а не на знания.

Спойлер
[свернуть]

Тут важно подготовить реквизит, хотя бы просто на бумажке написать. Потому что при произнесении загадка разгадывается на раз-два. Помнится, моим игрокам она очень понравилась.
« Последнее редактирование: Мая 05, 2011, 11:14 от Leeder »

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 604
    • Просмотр профиля
Вот, кстати, пример из этого модуля. Вроде бы как раз на интеллект, а не на знания.
Да. Уже прочел. Мне тоже очень понравилась идея.  :good:

Оффлайн Son_of_Morning

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 940
    • Просмотр профиля
Да, если на логику, то есть такой цикл простеньгих загадок "принцесса и тигр" (ЕМНИП первым их начал формулировать Кэррол) -- на чистую логику. Если люди не знакомы с ФС \ недавно не занимались логикой высказываний\предикатов\в.п. (в школе \ институте) -- первые 2-3 будут интересными (1, 2 можно дать обычными, а 3-ю "не имеющую ответа", это как увеличить сложность, когда алгоритм разгадывания понятен разгадывания).

П.С. о, точно Кэррол, вот ссылочка (там ещё задачки есть на другие _логические_ тематики).
http://golovolomka.hobby.ru/index.html

П.П.С.
По поводу предыдущего поста -- я написал о виденных лично мной ошибках.
« Последнее редактирование: Мая 05, 2011, 12:05 от Son_of_Morning »

Оффлайн Son_of_Morning

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 940
    • Просмотр профиля
++++++++
к предыдущему посту (пр. и тигр -- суть головоломки).
1. есть 2 дверни, за одной находится принцессаbonus за другой тигрpenalty.
2. можно открыть только одну дверь.
3. на обеих таблички с утверждениями (табличка может говорить правду, а может врать).
4. есть корольсфинкс, который говорит одну фразу, о правдивости\ложности табличек (сфинкс не врёт).
5. приключенцам надо решить, какую дверь выбирать.

пример (например первая загадка короля сфинкса):
1-ая табличка: "этой комнате находится принцесса, а в другой комнате сидит тигр"
2-ая табличка: "В одной из этих комнат находится принцесса; кроме того, в одной из этих комнат сидит тигр"
король говорит (заведомо не лжёт): "На одной - правда, на другой - нет"
ответ (единственный возможный при котором фраза короля не ложь) -- принцесса во 2-й комнате. (решаем так -- http://golovolomka.hobby.ru/books/smullian/tiger/otvet/2-1.htm)

2-ая загадка -- берём оттуда же.

теперь усложняем: "приключенцем (за выполнение проходного квеста \ gather information\... вариантов тьма) может стать известно, что король сфинкс с 3-й загодкой мухлюет,  но при этом всё равно говорит правду (это КАК? -- на самом деле всё просто 3-я загадка не имеет "положительного" ответа за обеими дверями тигры penalty).
когда алгоритм уже понятен (на первых 2-х загадках потренировались), можно выбирать\составлять загадку без ответа и задать её.
Как решать -- игроки уже знают, что будет подвох -- тоже осведомлены.
ИМХО будет прилично положительных эмоций, просле прохождения такого "сложного" энкаунтера.

П.С.
Ну и в конце (когда "сфинкса" уже победили на его поле) можно открыть обе двери и получить экспу за тигров. Потом обвинить сфинкса в мухляже и получить ещё экспы за сфинкса.  :lol:
примерно готовый мини-сценарий на 4 часа.
« Последнее редактирование: Мая 05, 2011, 12:35 от Son_of_Morning »

Оффлайн Zlanomar

  • Модератор
  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2 528
  • True Zlan
    • Просмотр профиля
Одна из нескольких моих головоломок, проходившая тест-драйв.
Идея проста, как камень, поэтому  вполне возможно, что до нее доходил кто-то другой.

Коридор, оканчивающийся дверью, рядом с которой или над которой есть плашки со словами на малознакомом языке.
Чтобы пройти через дверь, нужно вслух на том языке произнести предложение, слова которого будут диаметрально противоположны по смыслу словам, запечатленным на плашке. Ну вот собственно, до этого и надо додуматься.

Так, например, фраза "К хмурости никому не лишиться тьмы!" превращается в "от улыбки станет всем светлей" Ну или что-то в этом роде. С картинками так и не пробовал.

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 604
    • Просмотр профиля
С тигром и принцессой - слишком заумно ИМХО. Вот это гадание верно/не верно будет не очень веселым, и может затянуться. Загадка должна не примитивной, но и простой при этом.
Вот с противоположным смыслом - это интересная идея. Надо будет какую-нибудь широко известную фразу так перевести. Причем какую-нибудь подсказку дать. Типа черную плашку с закрытой дверью и белую с открытой (дабы намекнуть на противоположность). А дабы в глаза не бросалось, дать подсказку на входе, а саму загадку позже...

Оффлайн Son_of_Morning

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 940
    • Просмотр профиля
чуть откомментирую:
Цитировать
Так, например, фраза "К хмурости никому не лишиться тьмы!" превращается в "от улыбки станет всем светлей" Ну или что-то в этом роде. С картинками так и не пробовал.

Ищея со словами интересно, есть пара мыслей как её "допиливать":
когда перейдёте от "набросков" к "чистовым фразам" чуть аккуратнее, т.к. Р.Я. взяв 2 раза подряд самые блинкие антонимы (2 раза "проотрицав" слово) не всегда получаем первоначальное слово (хотя "известность" фразы может исправить эту неточность).
Ещё ИМХО -- избегайте "не" во фразах, т.к. правила антонимов для "не" неоднозначны.
« Последнее редактирование: Мая 05, 2011, 13:40 от Son_of_Morning »

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 604
    • Просмотр профиля
Так. Пришла в голову такая идея, основанная на загадке сфинкса. Не для основного пути, конечно, но как доступ к дополнительному сокровищу...
Перед входом в комнату с загадкой приключенцы проходят комнату, с каким-нибудь бассейном и щебенчатым полом (щебень не зацементирован). В комнате-загадке, в полу углубление в виде большой чаши, а в стену вмурованы большие песочные часы. Дверь в виде головы произносит "Наполни чашу трижды, не опорожняя" и часы начинают сыпать песок, отмеряя время. Суть в том, что чашу надо сначала наполнить щебнем, затем наполнить ее песком (разбив часы - они для драматизма), а затем заполнить водой из бассейна (он на случай отсутствия воды у героев).
По-моему хороший вариант.

Оффлайн Son_of_Morning

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 940
    • Просмотр профиля
ИМХО, как раз-таки плохой вопрос (вариант-3 "специфическая логика ДМ-а"). Постараюсь сформулировать поточнее.
Если после предложенного игроками неверного решения нет общепонятного объяснения ДМ-ом почему решение неверно, то задачка плоха. (иными словами: необходимым условием "хорошей" задачи являестся: для каждого неверного решения есть интуитивно понятное достаточное условие его неверности).

Вот (в конкретной задаче) игроки наполнили чашу сначала водой, потом щебнем, потом песком, как ты будешь объяснять им -- почему правильный именно твой вариант?

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 604
    • Просмотр профиля
Вот (в конкретной задаче) игроки наполнили чашу сначала водой, потом щебнем, потом песком, как ты будешь объяснять им -- почему правильный именно твой вариант?
При логичном взгляде - все становится понятно. Наполнив чашу водой, а потом ссыпая в нее щебень, вы выплеснем из чаши воду. Закон Архимеда еще никто не отменял. А в условии было - не опорожняя. К игре-то я формулировку витиеватую выведу, может даже и в стихах (как получится).

З.Ы. О! На волне импровизации.
"...Но коль сумеешь чашу ты заполнить трижды,
Все содержимое оставив неподвижным..."
« Последнее редактирование: Мая 05, 2011, 14:30 от SerGor »

Оффлайн Son_of_Morning

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 940
    • Просмотр профиля
"закон архимеда" -- тогда надо _явно_ указать ДО_КРАЁВ.

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 604
    • Просмотр профиля
заполнить - это по-моему достаточно явно указывает, что чаша должна стать полной.

Оффлайн Son_of_Morning

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 940
    • Просмотр профиля
Если считать 2-м смыслом слова заполни -- заполнить до конца, то смысл "опорожнить" -- тоже будет иметь "до конца". Это уже больше придирки, но ИМХО до краёв лучше написать.

Оффлайн Zlanomar

  • Модератор
  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2 528
  • True Zlan
    • Просмотр профиля
(хотя "известность" фразы может исправить эту неточность).

Именно, я использовал как раз фразеологизмы, типа "Никто из млекопитающих ненавидит чужие углубления" и пр.

Оффлайн M-key

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 122
    • Просмотр профиля
Была такая книга, если не ошибаюсь по 3-й редакции: "Book of Challenges: dungeon rooms, puzzles, and traps" -  что-то оттуда может и пригодится.

Оффлайн APJIEKUH

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 257
    • Просмотр профиля
Почему обязательно загажки?  Головоломки на действия так-же довольно интересны. Банальнийшие сосуды с житкостью когда надо наполнить на определенное количество или замок с несколькими ручками каждая из которых сдвигает некий элемент на некоторое кол-во делений. Таких примеров море и при своей простоте они достаточно интересны для партии(если конечно не увлекаться до уровня "а, очередные кувшины"). Вот неплохой сайтик: http://potehechas.ru/golovolomki/golovolomki.shtml