Мир Ролевых Игр

Настольные Ролевые Игры => Общий форум по НРИ => Тема начата: Dmitry Gerasimov от Ноября 10, 2011, 01:44

Название: Креативная агенда Путина
Отправлено: Dmitry Gerasimov от Ноября 10, 2011, 01:44
Это companion thread к недавней ветке про невероятные приключения персонажей в России (http://rpg-world.org/index.php/topic,3479.0.html). У меня есть вопрос к тем, кто водил или играл в антураже нашей несчастной Родины. Как и раньше, под "Россией" я понимаю всё русскоязычное пространство бывшего СССР, уж простите мне великодержавный шовинизм.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что наличие острых политических и социальных конфликтов это хорошо для игрового сеттинга. Если вывести монтеньские войска из Кастильи, зарубить последнего ситха в Галактике и принять Всемультивселенскую декларацию прав существа, запрещающую любые формы дискриминации живых и неживых существ по расе, классу, вероисповеданию и алайнменту, то соответствующие сеттинги сразу станут явно менее интересными.

Российское (и шире - постсоветское) общество сегодня идейно крайне расколото и поляризовано, что в теории делает современную Россию и соседей интересным игровым сеттингом. Кто-то считает, что Путин -- наш национальный лидер, благодаря усилиям которого Россия наконец-то поднялась с колен; кто-то считает, что Путин -- просто фронтмен организованной преступной группировки, контролирующей в своих интересах финансовые потоки страны, а в свободное время с переменным успехом симулирующей деятельность по управлению государством. Кто-то считает, что нас со всех сторон окружает враждебный Запад, мечтающий оторвать от нашей Родины куски пожирнее; кто-то считает, что чем быстрее эта страна распадётся на части, тем лучше. Кто-то считает, что ни о каком нормальном развитии нельзя говорить, пока мы не предадим анафеме тёмное советское прошлое; кто-то столь же твёрдо уверен, что все беды из-за предателей, которые отклонились от курса, предначертанного товарищем Сталиным. Продолжать можно долго. Недавний случай, впечатливший меня самого: после того, как моя знакомая поехала в аспирантуру в США, один из её знакомых прекратил с ней всякое общение. Типа, предательство и всё такое.

Есть, однако, некоторые обстоятельства, которые мешают современной России быть действительно хорошим игровым сеттингом.

Во-первых, как бы остры ни были идейные противоречия, в основном они являются почвой для трындежа. Людей, готовых убивать за свои убеждения, практически нет. Людей, готовых получать по голове за свои убеждения, очень мало, и на тех принято смотреть косо. В своё время Честертон вопрошал: что бы ты сделал, дорогой читатель, увидев учителя, который мучает своих учеников? Правильно, отправил бы жалобу в соответствующие инстанции и пошёл бы дальше. Вот поэтому нет романа, который назывался бы твоим именем, а вот "Николас Никкльби" есть.

Во-вторых, в современной России политические противоречия затрагивают не только потенциальных персонажей, но и потенциальных игроков. И поднятие в игре соответствующих тем может быть рискованным для отношений внутри игровой группы.

Но это всё была преамбула, для контекста. А интересно мне вот что: расскажите, пожалуйста, как именно в ваших играх отражалась российская политическая реальность? Были ли какие-то ситуации и сюжетные ходы завязаны на политические темы? Интересно ли получилось? Возникали ли в результате какие-то пожизневые споры или просто обсуждения?

Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Дядя Пирог от Ноября 10, 2011, 02:04
Нам подискутировать за современную политику/историю/религию хватает и вне ролевых игр. Впрочем, по современной Эсэнге мы практически не играли, так что мимо кассы, да.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Dmitry Gerasimov от Ноября 10, 2011, 02:11
Мне самому рассказать почти нечего. Как я уже писал в той ветке, у меня за плечами одна сессия и ту, можно сказать, мы банально не доиграли. То есть зацепок для введения в сюжет политоты было много (всё-таки это был АРРРГХЪ!!1!), но сыграть они банально не успели.

Кратко: действие вертелось вокруг любительской краеведческой экспедиции, отправившейся на место бывшей секретной зоны, где (как стало понятно позднее) в советское время зэки под присмотром спецслужб выкапывали какую-то гигантскую ктулическую хрень. Мой персонаж был активистом молодёжного антифашистского движения "Наши" (игра наша состоялась летом 2007, т.е. до того, как эта организация доставила главных своих лулзов), среди NPC-членов экспедиции были ещё один нашист (в отличие от идейного меня, такой просто ура-патриот, клеивший танчики), журналист, бородатый и очкастый историк с убеждениями а ля "Новодворская в брюках", молодая женщина из успешного офисного планктона. Помню, как в начале пути партия проходила мимо дорогого коттеджа и дед Опанас (весьма колоритный персонаж ratty) рассказывал, как у прошлом годе хозяину-то сарай пожгли, так ему и надо, капиталисту проклятому! -- а ведущий (Dire Bunny) пояснил мне, что да, мой герой в курсе, что здесь живёт социально сознательный предприниматель, который всячески развивает бизнес у нас в глубинке и вообще хороший и позитивный человек.

Короче, коллизии были заложены в изобилии (и это входило в изначальные мастерские планы и было, в общем-то, хорошо встречено большинством участников), но заметно сыграть это всё не успело.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Арсений от Ноября 10, 2011, 02:19
Когда мы водили по Эре Водолея, значительная часть модуля проходила в маленьком провинциальном городке, где-то в конце Ельцинской/начале Путинской эпохи. Политики as is в модуле почти не было, за исключением краткой раскладки полит.сил и описаний власть предержащих (они любили врать, воровать и продавать паленую водку), но в целом он был слегка гротескным, слегка сатирическим отображением ранней пост-советской эпохи.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: vsh от Ноября 10, 2011, 09:15
Российскую политику никогда в играх не трогали. Как-то стыдно, что ли.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Agt. Gray от Ноября 10, 2011, 09:52
Мой киберпанк во многом базируется на восприятии современности, но его реалии куда нагляднее, прозрачнее и сатиричнее. А значит и "честнее" нашего мира в каком-то смысле.
У "хозяев России" там есть юрадрес.  :))

Но это было до того, как действие кампейна утекло за рубеж. А сейчас как там, так и в других играх текущих политических тем почти не касаемся.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Leeder от Ноября 10, 2011, 10:42
Старался не касаться политики. ВоД вообще в уездный городок увёз, где персонажи смогли стать не просто мальчиками на побегушках, а весомыми фигурами в миротьмовских распрях. Что примечательно, оказаться официальными властителями в глубинке им было намного интереснее, чем бегать за Клинским в северной столице.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Agt. Gray от Ноября 10, 2011, 10:47
Leeder, "... лучше быть первым здесь, чем вторым в Риме".
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: MIF от Ноября 10, 2011, 11:02
К вопросу "обстоятельств мешающих России стать интересным сеттингом".

А было бы любопытно в игре раскрыть тему возможного социума России 2030-х или, даже, 40-х. Ведь интерес игроков (и персонажей) и самого Мастера (и NPC), можно мотивировать реалиями грядущих десятилетий. Если это крайне неприятные события, то персонажи будут призваны их предотвратить в настоящем или недалеком будущем. Если наоборот, то всячески способствовать и, вероятно, бороться за лучшее будущее. Наконец, персонажи могут преследовать личные цели. Еще интереснее, провести игру по самим 30-м или 40-м.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Вантала от Ноября 10, 2011, 11:05
Цитировать
А было бы любопытно в игре раскрыть тему возможного социума России 2030-х или, даже, 40-х. Ведь интерес игроков (и персонажей) и самого Мастера (и NPC), можно мотивировать реалиями грядущих десятилетий. Если это крайне неприятные события, то персонажи будут призваны их предотвратить в настоящем или недалеком будущем. Если наоборот, то всячески способствовать и, вероятно, бороться за лучшее будущее. Еще интереснее, провести игру по самим 30-м или 40-м.
Боюсь, что в силу того, что у каждого участника процесса будут свои взгляды на то, что должно произойти в будущем, у такой игры будет сильный риск скатывания в "этогонеможетбыть!". :( Ближайшее будущее - это такая вещь...
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: MIF от Ноября 10, 2011, 11:11
Так можно сказать про многие культовые НФ произведения. Вводную Мастер дает перед началом игры. Несогласные могут отказаться или придти к общему мнению.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: benevolent от Ноября 10, 2011, 11:41
Была игра по двадцатым годам. НТС-овской партией. Без особенного хруста французской булки: тертые ребята, вообще говоря, понимали, как именно Гражданскую прохрустели.
Но с лузлами. Напр., отираясь возле ДОПРа по своим делам, рассказали (младшему) Шнеерсону, что он Мессия.
По вопросу отношения к Советской власти политических разногласий между игроками не было изначально и в ходе игры не возникло.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: ArK от Ноября 10, 2011, 11:51
Цитировать
Когда мы водили по Эре Водолея, значительная часть модуля проходила в маленьком провинциальном городке, где-то в конце Ельцинской/начале Путинской эпохи.

Я бы предпочёл чтобы Эра Водолея 2 была бы не по современной России, а по упомянутому.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Геометр Теней от Ноября 10, 2011, 12:04
Цитировать
Я бы предпочёл чтобы Эра Водолея 2 была бы не по современной России, а по упомянутому.

Да, мифологизированные (или мифологизирущиеся) участки нашей истории - они удобнее для игры. 90-ые, например, уже представляют собой готовый набор штампов, не хуже революции\гражданской или лубочного образа царской России. Бандиты при цепях и малиновых пиджаках, бюджетники при многомесячных задержках зарплат, экстрасенсы заряжают воду, челноки таскают китайские товары через границу, и Жирик такой молодой...
Опять-таки - нет такого риска задеть чьи-то убеждения относительно современности.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Иерофант от Ноября 10, 2011, 12:14
У меня персонально сложилось впечатление, что большинство игроков, которые у меня играли, не переносили свои политические или социальные позиции в игру, в отличие от морально-этических моментов, поэтому особенного смысла в акцентуации данных вопросов я не видел. Основная причина, как мне кажется, связана с общей аполитичностью и желанием абстрагироваться от текущих реалий, которые, как мне кажется, в целом присущи ролевому сообществу на пост-советском пространстве (впрочем, отмечу, что опять же речь идет о моем собственном опыте). Единственные исключения, которые мне вспоминаются, связаны с отказом играть у меня человека, который счел, что сессия по WtO, в которой присутствовал пьяный козак-неигровой персонаж, унизила образ России и стала плевком в лицо имперской идее, которая и без того стоит на коленях, и юношей еврейской национальности, который счел аморальной игровую ситуацию, подразумевающую активное участие в Холокосте. При этом большинству игроков нравятся игры, действие которых разворачивается в историческом контексте - особенно, когда речь идет о первой половине ХХ века.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Ratty от Ноября 10, 2011, 12:20
Помню, как в начале пути партия проходила мимо дорогого коттеджа и дед Опанас (весьма колоритный персонаж randy) рассказывал, как у прошлом годе хозяину-то сарай пожгли, так ему и надо, капиталисту проклятому! -- а ведущий (Dire Bunny) пояснил мне, что да, мой герой в курсе, что здесь живёт социально сознательный предприниматель, который всячески развивает бизнес у нас в глубинке и вообще хороший и позитивный человек.
Хм. Или это таки та партия, или кто-то у меня уволок деда Опанаса :)
Сарай не помю, помню захватывающий рассказ деда Опанаса о поимке бабами в бане хитинофаллоида чешуйчатого.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: shestovt от Ноября 10, 2011, 12:43
Маленькое отступление перед непосредственно ответов:
В силу своей профессии и не относящихся к нри хобби я предпочитаю на играх использовать "мелкое кружево". Не широкие знаковые мазки, тысячи тысяч и судьбы мира, а конкретные люди, локальные задачи и максимальная близость к окружающему моих игроков в повседневной жизни.

Непосредственно ответ (очень-очень общий):
Если обозначить пост-советское пространство словом сеттинг, то в моих играх этот сеттинг обладает следующими элементами:
1) Отсутствие четких "понятий", "законов" и "норм поведений". Нет гарантированно рецепта действий, который приведет персонажа к желаемому результату.
2) Сильное разграничение по принципу "свой-чужой". Клановость, семейность, корпоративность.
3) Отсутствие легальных механизмов получения нужного результата нужным образом. Сама система окружающего персонажей пространства мешает или как минимум не помогает игрокам достигать поставленных целей. Если это вампиры, то они не найдут  эллизиум, и проблемы свои с помощью именно сообщества, а не конкретных его представителей, не решат. На суд князя они попадут только если плюнут ему в кашу на глазах у всего сообщества. Контроль территории? В каждом районе реализуется по-разному. Если это маги, то консилиум не будет по просьбе партии в кратчайшие сроки ликвидировать последствия сильного парадокса - потому что у консилиума нет на это сил, а все наличиствующие он тратит на то, чтобы оставаться "правящим органов". И т.д.
4) Многомерность пространства. Пространство успешного менеджера, хакера и скинхеда пересекается лишь властью мастерского произвола, в остальных же случаях это - разные, параллельно существующие миры.
5) Сочетание пофигизма и идейности. Подчеркнутое безразличие действующих лиц к том, что не в ходит в их сферу ответственности и не пересекается с их убеждениями.
6) Неочевидное дублирование функции официальными и неофициальными акторами. Да, полиция может найти угнанную у персонажей машину. Но куда быстрее это сделает Сегрей Семенович, кум начальника отделения полиции, владещий ЧОПом. Да, шериф может найти и наказать того, кто незаконно и тайком питается на вашей территории, но куда проще и эффективнее это сделает Дядя Петя, бомж-гангрел с другого конца города, который давно и тесно поддерживает деловые отношения с магом пространства. И т.д.
7) Иконы. У каждого явления, процесса, структуры есть свои иконы - отождествляемые с ними персонажи. И на репрезентативности их функции заканчиваются. У убийства есть убийца, которого показательно обвинят и посадят. А его подельников, откупившихся от судимости, не тронут. И о них никто не узнает. В громком деле о коррупции будет фигурировать харизмотичный борец с произволом власти. К самой борьбе имеющий крайне далекое отношение.
8) Нерациональность действий, касающихся убеждений персонажей. Очевидная плюсовка. Любить - предав все прошлое. Уходить - сжигая мосты. Мстить - так, чтобы после мести сразу в ад. И т.д.
9) ОБС, как важное средство обмена информацией. Все все и про всех знают. И у каждого это все - свое. И каждый (за редкими исключениями) свято уверен в истинности именно его версии.
10) Склонность к объединениями. У каждого персонажа есть то место, те люди, то занятие, в котором он чувствует себя хорошо. И чаще всего эти вещи либо не соответствуют его статусу, либо незаконны, либо нерациональны.

Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: ArK от Ноября 10, 2011, 12:46
Цитировать
Да, мифологизированные (или мифологизирущиеся) участки нашей истории - они удобнее для игры. 90-ые, например, уже представляют собой готовый набор штампов, не хуже революции\гражданской или лубочного образа царской России. Бандиты при цепях и малиновых пиджаках, бюджетники при многомесячных задержках зарплат, экстрасенсы заряжают воду, челноки таскают китайские товары через границу, и Жирик такой молодой...
Опять-таки - нет такого риска задеть чьи-то убеждения относительно современности.

Да-да - осовременить ЭВ было, на мой взгляд, большой ошибкой.
Название: Re: Креативная агенда Путина
Отправлено: Dmitry Gerasimov от Ноября 11, 2011, 04:25
Хм. Или это таки та партия, или кто-то у меня уволок деда Опанаса :)
Сарай не помю, помню захватывающий рассказ деда Опанаса о поимке бабами в бане хитинофаллоида чешуйчатого.
My bad, спросонья опечатался в твоём нике, теперь исправил.
Аще бы кто у тебя деда Опанаса уволочь попробовал, так тому споро пришлось бы берестяной имплант справить, заместо конечностей потерянных!