Здравствуйте, Гость

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Геометр Теней

Страницы: 1 ... 203 204 205 206 207 ... 258
6121
Как я понимаю, автору темы нужно мнение не только о поединках, но и о групповых боях (точнее, доказательства, что в реальных битвах классического Средневековья сама свалка "грудь на грудь" занимала не всё время).

Как я понимаю, со столкновениями "стенка на стенку" несколько сложнее. С одной стороны, там у участников нет возможности выбирать пассивно-оборонительную тактику и многозначительно стоять друг напротив друга, потому "активная фаза" столкновения для конкретного бойца длится минуты, максимум - десятки минут. С другой стороны, активная фаза боя группы совпадает с активной фазой боя всех участников только в небольших группах или при достаточно примитивной тактике - если же брать крупные битвы (которые в основном и сохраняются в хрониках), то там бойцы могут меняться в строю, сменяться ряды и так далее. Даже с индивидуалами в таких условиях всё не так просто - вот, например, Гийом Бретонский о битве при Бувине (1214 год):
«Граф Рено Булонский, который постоянно оставался в рядах сражающихся, бился так умело и с такой силой, что никто не мог одолеть и победить его. Он применил одно новшество в сражении: он построил хорошо вооруженных пехотинцев двойным кольцом, которые встали плечо к плечу так плотно, что образовали нечто вроде колеса. В том кольце имелся лишь один проход, которым он (граф) и пользовался, когда желал перевести дух или когда неприятель слишком сильно наседал на него. И так он делал несколько раз»

6122
Цитировать
формирует определённые привычки, включающие в себя блокировку естественного творческого самовыражения
Я тоже присоединюсь к сомневающимся. Скорее уж мне кажется, что речь в ситуации с "мычанием" не о намеренной (или не очень) блокировке естественного самовыражения, а о привычке к определённому распределению функций за столом и естественном периоде адаптации к новым правилам. Когда используешь новый инструмент - это поначалу всегда неудобно и период, когда ты путаешься в ногах, неизбежно присутствует - а потому и "жечь", как выражаются выше, труднее, каковы бы ни были твои природные способности.

"Естественность" же одного способа и "неестественность" другого - вещь достаточно спорная, потому что любой способ игры в НРИ - это более или менее искусственный конструкт, который позволяет группе людей с неизбежно разными вкусами и задатками действовать на одном поле. Привычка сдерживать некие нежелательные для выбранного типа игры порывы возникает неизбежно - и новички из примера выше, скорее всего, тоже будут испытывать проблемы, переведи их из одной системы в другую, с иными принципами (потому что им придётся начинать уже не с нулевым, а с отрицательным опытом в новой системе - она будет противоречить их привычкам), в то время как другие новички могут "жечь напалмом" в рамках классической системы. Для действительно-то успешной игры в стиле пресловутой Lady Blackbird нужно не столько отсутствие привычки блокировать некоторые импульсы, сколько развитое умение отделять "зёрна" (полезные для игры вещи) от "плевел" (нежелательного поведения) - а это привязанная к системе вещь...


Говоря совсем кратко - разные по стилю системы неизбежно подавляют (или не развивают) склонность к тому поведению, которое считается в них нежелательным. "Испорченный" опытом игры по любой системе человек всегда испытывает большие проблемы чем полный новичок, когда переходит на систему другого типа (если не считать знакомства с чисто техническими моментами в духе "что такое дайс и как его кидать"). Описанный эффект кажется проблемой игр dnd-style в первую очередь потому, что они более распространены и игроков с их опытом ощутимо больше, а потому проблемы перехода с них на игры LB-style мы можем видеть чаще, чем обратного (который, если гипотеза выше верна, должен порождать не меньший пласт проблем). 

6123
Давайте так - о литературных достоинствах (равно как об оригинальности того или иного сюжетного элемента) можно спорить не тут. Или тут, но спокойно и в меру. А то тема немного не о том.

6124
Варис, видимо...

Цитировать
Очень крутая. Круче чем Толкин намного!
Если по числу страниц, то несомненно... ;)

6125
Именно сейчас - не смогу, по причине гибели старой коллекции с очередной флешкой, мир праху её.
Потому могу дать только ссылки на несколько обсуждений, которые помню: раз и два, три. Там по большей части мнения, но попадаются и отсылки.

Вкратце - где-то в описаниях в "коре" AD&D 2Ed было упоминание о цвете адамантина как "jet black", у покойного Гайгакса в одном из модулей цвет описан как "sky-blue". В Drow of the Underdark под 2E упомянуты цвет вещей из адамантина как "black", так и "green-gold". Извиняюсь за расплывчатые указания - это всё что я могу восстановить пока что по памяти, без точных страниц. Да, ошибки возможны.

6126
Вообще, по букве правил 3.5 вес оружия из адамантина не отличается от стального.  :) (Впрочем, модификаторы веса там вообще редкость).

Цвет адамантина в разных редакциях и разных источниках варьировался от чёрного до лилового, какое-то общесистемное описание под 3.5 мне неизвестно.

Раз вопрос задан в тему по правилам, то, как я понимаю, интересует игромеханический способ отличия адамантина от железа (помимо магии, понятное дело)? Похоже, что если вы нашли чушку металла и хочется проверить, не адамантин ли это, самый простой способ - действительно проверять высокий hardness. 

6127
Так, ребята - прошу неконструктив свернуть. Автор темы просит придумать ему названий, любых, хоть самых идиотских. Я так понял?

Тут тебе правильно сказали, что хорошо бы иметь критерий удобства для тебя (а то ты тут опираешься на книги - лучше или хуже, если есть параллели с оф. материалом?). Ну и да, Fedorchik правильно сказал насчёт того, что название - это ещё не всё, и теорема капитана Врунгеля в НРИ не всегда верна, если хороши другие ком...

Ну ладно. Непонятно, что эта тема делает в 3.5 - связи с механикой тут нет, но спишем на то, что божества D&D-шные.

Вот тебе навскидку, если уж .
Морадин - Кузнецы судьбы, Кузнецы счастья и так далее.
Йондалла - если The Wayward Wardens, которые официально существуют, тебе недостаточно - ну, назови действительно Щитоносцами.
Для Семёрки - можешь называть, например, Рыцарями драгоценностей (по "металлическим" названиям небес), рыцарями Семи Добродетелей (С Больших Букв, ага) и так далее.
Пелор - раз у тебя сияние там сделано ключевым, назови Светоносцами. Или блистающими рыцарями. :)
Талисид - ну так называй Спутниками льва, Вассалами льва и так далее, зачем тебе сдались прочие спутники? 

6128
Цитировать
Существуют ли какие либо правила относительно "перетягивания" на себя атак с союзников.
Существуют, но довольно экзотические. Для некоторых престижей, например. По базе же одна из бед воина - что он не может остановить крупного монстра, несущегося мимо него в тыл...

Цитировать
Есть ли какие либо правила относительно смены мировоззрения?
Официальных - нет, поделок фанатских и полуофициальных - множество...

6129
Полные таблицы есть в конце On Hallowed Ground (стр 172-190).

Конкретно по японскому панетеону (план\слой\царство): 
Amaterasu - Celestia\Mercuria\Radiant Light
Ama Tsu Mara - Bytopia\Dothion\Golden Hills
Amatsu-Mikaboshi - Acheron\Avalas\Brilliant Land
Hachiman - Ysgard\Ysgard\Kenyama
Ho Masubi - Pandemonium\Pandesmos\Uchi-bi
Inari -  Bytopia\Dothion\Prosperity
Izanagi, Izanami - Arcadia\Abellio\Cherry Blossom
Kishijoten - Prime
Kura Okami - Beastlands\Karasuthra\Misty Valley
Nai No Kami - Mechanus\Shaking Land
O-Kuni-Nushi - Ysgard\Ysgard\Kenyama
O-Wata-Tsumi - Elysium\Thalasia\Citadel of the Sea
Raiden - Carceri\Orthus\Palace of Thunder
Shichifukujin - Celestia\Lunia\Eight Hapinesness
Shina-Tsu-Hiko - Limbo\Windshome
Susanoo - Limbo\Globe of Raging Chaos
Tsuki-Yomi - Elysium\Eronia\Mirror of the Moon

На радагастопедии у меня, к сожалению, не доходят руки даже сводную таблицу пантеонов в Planescape составить - если сможешь помочь, только спасибо скажу. (У человека с таким количеством создаваемых сеттингов время должно быть, как я понимаю. ;) Вообще, предлагаю ввести единицу плодовитости сеттингописателя - сеттинг в секунду, и производительность в 1 микросеттинг в секунду назвать "1 вантала" в честь присутствующего).


6130
Цитировать
Может быть, это в Д20 отражается через какой-то престиж.
Void Disciple, описан в Complete Divine.

6131
Вантала, тебе уже тут заметили, что вера в то, что wu jen и shugenja - это ребята из одного места, это такая типично европейская вера этак полутора-двухвековой давности, что японцы, китайцы и, простигосподи, корейцы какие-то - это всё одно и тоже, такие узкоглазые жёлтые обезьяны, и верования у них одинаковые.  :)

В общем, хотя D&D-шные классы - это такая дико развесистая клюква, но Восток - он дело тонкое и вовсе не однородное. Потому самураи с "ниндзями" и они в тени вековых сакур - это, по-хорошему, одно, монахи и императоры в халатах с луном пятикоготным - другое, а восточные шаманы - и вовсе третье...

6132
:offtopic:
Цитировать
Не думаете же вы, что раньше люди были сильнее современных спортсменов?
Вопрос не такой простой, как кажется, на самом-то деле. Дело в том, что хотя у современности есть преимущества в виде научного понимания подготовки спортсмена, заметно более здорового и разнообразного питания у наших современников и победы над кучей болезней, у древних атлетов в большинстве случаев их занятие было не тренировками, а образом жизни. Из-за этого, если отбросить успехи фармакологии, подарившей миру различные виды допинга, преимущество по многим параметрам неочевидно.

Например, некоторые силовые достижения древнегреческих атлетов современными спортсменами не повторены до сих пор (хотя, конечно, часть их можно списать на путаницу с мерами и мифологизацию). Примерно то же самое будет и  с лёгкой атлетикой, кстати - мне как-то попадалась статья, в которой учёные проанализировали следовую дорожку, сохранившуюся в каких-то античных развалинах (не помню уже, почему она уцелела), попытавшись вычислить скорость по следам - оказалось, что бегун там показал результат, вполне сравнимый с современными олимпийскими рекордами, притом босиком (и шанс что это был местный рекордсмен не так уж велик... ).

6133
Это означает, что оно длится 3 раунда за активацию, а потом начинает кушать 1 PP за ход поддержания.

6134
Вообще, не с физикой работаем. В частности, вроде именно излучением объясняются спелл-лайки дроу и их снаряжение, вроде, не выдерживает (выдерживало?) поверхности по причине его отсутствия...

Но вообще, мне кажется, надо не от правил идти, а придумать красивую пафосную картинку - которая по законам жанра скорее красивая и торжественная, чем разумная. Всё равно мир с дроу и эльфами не может служить прибежищем девочек-кошек. :) (Хотя, конечно, может дело в том, что иную придумывать долго - впрочем, на D&D-шном фундаменте с классическими расами хорошей каши всё равно не сваришь без тотальной переделки всего и вся... ).

6135
В D&D-шных условиях может быть всякое. И армия может без тылов функционировать, и вообще вопрос решаться не армией, а столкновением высших уровней. Тут система не очень поможет, она больше по тактике, чем по стратегии...

6136
Тогда любой из вариантов выше. Раз там нет религиозных заморочек - например, поверхностные эльфы поддержали движение за эмансипацию дроу-мужчин и власть лолситок рухнула на волне перехода к новой общественной формации.  :D Дроу получили право носить юбки, смотреть на пауков и равное представительство, а попутно распалась Империя Зла и вместо храмов под землёй появились мануфактуры...

6137
А никакой. Он толком не действует в классическом PS, описан мимоходом в общих монстрятниках и Planes of Chaos, и всё. Какой автору хочется образ создать, такой и можно - ну, кроме общих слов о переменчивости, грозной силе и волшебной красоте, бла-бла-бла.  :) А, ну ещё есть буковки в элайментных блоках тамошних деятелей - но мало того, что рамки там широки, так ещё и как авторы вполне одобренных книг обращались с ними хорошо раскрывает эпизод, когда celestial от общей доброты выворачивает героя второго плана кишками наружу...

Потому что угодно можешь писать - вплоть до того, что все матроны домов оказались мастерски внедрёнными гаэлями под прикрытием, или что эльфы натворили чудесных образцов искусства и пошли с ними наперевес в туннели, так что дроу плакали, раскаивались и дружно бледнели.

6138
С учётом того, что у тебя всё равно мир авторский, что раскрывается с каждым новым моментом, ДЗ у тебя будет такой, какой надо.

И потом, у тебя странная манера - считать, что правила описывают modus operandi твоих NPC или устройство сеттинга (обычно путь идёт обратный).

6139
Нет такого понятия в системе как "вес M". Имеется в виду Medium load? По букве правил загрузка такого плана вообще не метается - она просто поднимается или складывается. Если предмет такого веса достаточно удобен, чтобы служить оружием (то есть проходит по категории improvised weapon) то им можно делать атаку с range increment 10 feet по правилам метательного оружия.

6140
Цитировать
Координация усилий у магов пойдет в обход систему, особенно если они идеологически подкованы. А феодальная система возникнет сама собой просто в силу совпадения предпосылок - профессионалы радикально превосходят непрофессионалов и профессионалов мало.
Боюсь, что феодальная система возникла ещё на одной другой предпосылке минимум. Кроме нехватки толковых администраторов, была ещё и проблема со связью, из-за которых администратор был привязан к месту. Когда удавалось наладить связь и транспорт, обычно централизация побеждала...

6141
Давайте так - я не буду пока напоминать правила (хотя обвинения в демагогии в сторону любой стороны кажутся мне тут подозрительными).

Выяснения истины (точнее, его понимания понятия "власть") для три вопроса к Гаррету:
1) Считает ли он, что оратор Гитлер не обладал властью в смысле выше в Германии поздних 30-ых и его мнение по любым вопросам учитывалось только в контексте аппаратов принуждения? Верно ли, что его мнение никак не влияло на взгляды людей за пределами той области, которая подразумевала ответственность? (Например - верно ли, что взгляды Гитлера никак не повлияли на распространение вегетарианства в Германии?)
2) Обладает ли властью в понимании Гаррета, например, лоцман на судне в проливе? (Он обладает возможностью отдавать приказы капитану, как-никак - но при этом никакими средствами принуждения сам не обладает).
3) Обладает ли властью (подвопрос - долей политической власти) в понимании Гаррета духовное лицо, мнение которого весьма авторитетно для последователей соответствующей религии? (Для подвопроса считайте, что у нас демократический строй, а доля приверженцев данной религии существенна в рассматриваемой области).

Дрого, что до видов власти - то терминология и виды давно есть. Зачем курс обществоведения? Google выдаст много классификаций... .

6142
Ну, если использовать дыры в игровой модели - то там вообще много чего можно было сделать, если уж хочется поломать ощущение мира напрочь.

Например, дождаться закрытия магазина (не помню уже толком, выставляли тебя в час закрытия или нет - но если выставляли, то просто открыть дверь заклинанием и войти снова), после чего собрать все вещи из него и спокойно продать стоящему за прилавком хозяину (покупать он в неурочное время не переставал)...  :)

А уж про всякую мелочь, вроде тренировки карманной кражи на крысах, и говорить неудобно...

6143
Я тут выскажусь в своём любимом духе - извини, если ты именно это имел в виду в посткриптуме.  :)

D&D, как и почти любая система, далеко не в первую голову модель для описания событий внутри игрового мира. Скорее уж это инструмент организации отношений между участниками в процессе игры, набор подсказок и идей для формирования истории и так далее, а под модели там маскируются отдельные подсистемы - и то не всегда. Например, задачи боёвки в D&D - чтобы было красочно, интересно и чтобы не было обид, что ведущий задавил моего героя просто произволом (отсюда формальность)... Система же социальных отношений в D&D вообще на внутрипартийные отношения не рассчитана.

6144
Цитировать
Ну, ту фразу нужно было просто построить по-другому. Типа того:

"Между прочим, каждый ДМ, водящий по фентези с уклоном в экзотические расы, однажды приходит к проблеме вооружения продвинутых орков или их аналогов.  "


На мой взгляд, лучше уж так:
"Каждый ДМ водящий по мирам с разнообразием культур и видов, рано или поздно сталкивается с проблемой - как произвести запланированное впечатление и передать дух культуры в боевых столкновениях  :dwarf: ".
Собственно, чтобы показывать "продвинутость" орков в смысле военного дела совершенно необязательно заставлять их щеголять стимпанковскими деталями, и даже оцифровка вооружения орков - дело десятое (особенно если не ожидается, что персонажи смогут после этого столкновения пособирать лут). Важно-то чтобы игроки потом вспоминали этих орков как "продвинутых", то есть был сформирован образ...

6145
Цитировать
СОБСТВЕННО ВОПРОС:
Это недоработка авторов D&D или я неверно вижу "столкновение культур в приключенческой партии вдали от цивилизации"?
Как я понимаю, слово "недоработка" означает, что авторы планировали подобное применение, но иной результат. Если авторы не планировали применения системы для таких вопросов - то это "недоработкой" назвать нельзя.  :) И есть у меня сильное подозрение, что даже в снах авторов не проскакивало такое применение...

Что до "столкновения культур в приключенческой партии вдали от цивилизации", то возобладание там той или иной точки зрения, в общем-то, определяется личностями членов партии в первую голову, а условиями - уже, видимо, во вторую. Потому хотя существование вдали от цивилизации - это существование в условиях, в которых принципы примитивных народов прошли проверку на прочность, тут выше уже сказали, что модель тут явно может быть больше, чем одна. Я уж не говорю про то, что племя варваров и приключенческая партия по многим параметрам несхожи - как по возможностям, так и по потребностям (например, приключенцам в походе в большинстве случаев не надо заботиться о хозяйстве, жёнах, детях и престарелых членах племени... ).

6146
Цитировать
2 Геометр Теней

Гитлер как раз обладал максимальной формой власти, потому что каждый член NSDAP знал, что идеология партии - это Фюрер.

У меня почему-то ощущение, что беседа в этой теме ведётся в приснопамятном кракеновском духе, в народе носящем название "кто в лес, кто по дрова". Давай определимся, про что тут речь. Я вижу минимум три линии.
Линия первая - обсуждение высказанного тобой тезиса (как универсального, к де Саду отношения не имеющего) "власть есть насилие"
Линия вторая - обсуждение де Сада (появилась в последних постах) и линия третья - вообще рассуждения о роли эротической линии в Кланвилле.

Так вот, я участвую только в первой линии из этих трёх, и пример с Адольфом Алоизовичем приведён был не сам по себе - он был приведён чтобы показать, как абсурдно отметать пример с Ганди в рамках твоей же терминологии - то есть по линии успешно\неуспешно (проявление власти остаётся проявлением власти вне зависимости от того, было оно совершено деятелем, который в итоге добился успеха, или нет). Чтобы показать, что в такой формулировке принцип как минимум нуждается в уточнении. 

Я пока что не понимаю, как твоё утверждение про максимальную форму власти согласуется с отрицанием примера с Ганди. Если, как ты говоришь, любой член НСДАП знал, что мнение рейхсканцлера - это мнение партии, и мы "говорим партия - подразумеваем фюрер", то за счёт этого Адольф имел возможность влиять на их поведение своими утверждениями и требованиями, так? (У него были и другие рычаги влияния - но в рамках этого примера они нас мало волнуют). Если я верно понимаю, такая возможность является проявлением власти всё в том же смысле выше по теме - своей речью или провозглашением некоего принципа у Гитлера была возможность значимо влиять на поведение других (причём совершенно необязательно сопровождая это указаниями на принуждение).
Но ведь абсолютно такой же формой влияния обладал и Ганди из примера - просто в другой стране и на другой аудитории. Его слов и действий тоже оказалось достаточно, чтобы повлиять на действия людей - как минимум настолько, чтобы мы его помнили по сию пору.
Является ли проявленная в этих случаях власть в чём-то различной? Или определение власти должно быть расширено?

Тому же служат примеры с глухонемыми и обезьянами выше...
Или твой тезис "власть есть насилие" высказан исключительно применимо к деСадовским концепциям? Просто в теме кажется, что ты его рассматриваешь как безусловный...

6147
Даже в до предела патченном Daggerfall не рекомендуется брать "подземельеползалки" как квесты - благо отказ от квеста не влияет на репутацию (в отличие от квеста проваленного - в том числе и потому, что нужного NPC или предмета не сгенерировалось на карте или потому что вас послали в несуществующее подземелье. Такое тоже бывает).

6148
Цитировать
Ни в коем случае. Феодальная система подразумевает пирамиду по принципу вассал-сюзерен, где феод - средство кормления, дающееся за службу.
Спасибо, я знаю что такое феодальная система.  :) Я говорю о том, что она не предназначена для ускоренного развития в принципе - она для консервации хороша. Просто потому, что она даёт власть на местах в руки конкретного лица, без средств контроля и без особой возможности координировать усилия - фактически, если нужно внедрить некое нововведение, в "базовом" феодализме оно будет вводиться на местах крайне неравномерно - в меру способностей и желаний отдельных феодалов...

6149
Цитировать
Насчет Ганди и прочих аналогов (ну из современности ближайший пример, кмк, Королева Англии). Власти как таковой у таких личностей нет. Влияние - есть. Уважение - есть. Авторитет - есть. А вот власти - нет. Надеюсь это не требует доказательств? Или по поводу королевы тоже поспорим?
Я бы сказал что не поспорим - а прямо не согласимся в такой формулировке (которые введены в теме выше). То есть власть там определяется как способность влиять на действия других, если я верно понял (вне зависимости от формальных полномочий) - стало быть использование авторитета и уважения для давления в любой форме являются формой проявления власти. Вы выше разделяете власть и влияние - отделите, пожалуйста, эти понятия, а то весь сыр-бор идёт из-за того, что в теме разные люди по-разному трактуют термины "власть", "принуждение" и "влияние" - причём, видимо, у разных ораторов тут разное наполнение этих слов (зачастую противоположное). 

Пример - если не нравится мирный Ганди, возьмём воинственного Горного Старца. Есть известный эпизод в историях о нём, когда он демонстрировал свою власть в Аламуте перед парламентёрами, приказав одному подчинённому зарезать себя, а второму - броситься со скалы, и оба исполнили приказания без промедления.

В смысле выше, как я понимаю, Хасан продемонстрировал крайнюю власть в описанном в теме смысле (возможность управлять действиями других явно противно их собственным интересам). При этом его власть зиждилась не на принуждении (или не столько на принуждении - мы не знаем точно дисциплинарных порядков в Аламуте), но на вере его подчинённых в его право приказывать и на обещании рая... 

Да, я понимаю что ты хочешь сказать - и даже согласен, что власть всегда должна подразумевать некоторый вариант коррекции нежелательного поведения. Но я подчёркиваю - в том определении, который введён выше (не мной), это не обязательно. :)

Цитировать
Он ничего не останавливал, мира и благоденствия при нем не было, стычки были чуть меньше это да, прежде чем спорить потрудись узнать о предмете спора.
Я бы попросил быть вежливее. Гремлин пока что не даёт поводов для столь агрессивного ответа.
Ну и замечу, что опять-таки, выше участники темы вроде определяли власть как возможность влиять на действия других, верно? Ганди вполне влиял - в этом смысле пример безукоризнен. Что не до конца успешно в смысле своих замыслов - это на факт проявления акта власти в смысле выше никак не влияет. Успешность замыслов - другая шкала. Этак можно, например, заявить, что... ну, допустим, Гитлер тоже не обладал властью в Германии (на этот раз и включающей в себя компонент насилия) - потому что он тоже не преуспел в исполнении своих планов и в конце концов покончил с собой...

6150
Цитировать
К правителю идут с чисто материальными вопросами и он указывает что надо делать в материальном мире, когда сеять, когда торговать, какие штрафы и наказания за то или иное дело будут и он уже не может просто советовать, он при нужде должен и принуждать(хоть и каламбур),
Мне кажется, что деление на "материальные" и "внематериальные" вопросы в разговоре о власти искуственно, точно так же как и невесть откуда взявшееся утверждение Гаррета что политическая власть - "высшая форма" власти. Власть в терминах выше одинакова и у опытного и авторитетного сотрудника корпорации (не обязательно, кстати, занимающего руководящий пост), и у армейского генерала, и у священника среди прихожан, и даже у пропагандиста - отличаются сферы применения, несколько отличается набор инструментов, но то, что Гаррет называет "природой власти" одинаково во всех этих случаях.

Что до принуждения - то оно не является синонимом, как мне видится, возвращаясь к этому вопросу. Даже у обезьяньего вожака власть складывается минимум из трёх компонент:
* обожание, благодарность, а заодно надежда на награду. Вожак заботится обо мне, вожак не даёт более сильным меня обижать, вожак следит, чтобы я не отстал и мне достался кусок при разделе найденного (и если я буду вести себя правильно, он обеспечит мне этот кусок и хорошее место) - а приматы (и человек в том числе) животные коллективные. 
* признание компетентности. Вожак лучше всех выбирает места для ночёвки, самой короткой дорогой ведёт к водопою, не теряет голову при виде леопарда - он самый опытный и мудрый, потому его примеру следуют. В основе - власть примера, авторитета, в людском варианте - традиции и так далее.
* страх наказания. Вожак сильный, он может побить, если пытаться покуситься на его привилегии. В основе - угроза, которая, кстати, вовсе не обязана быть физической даже в обезьяньем коллективе - например, павианий вожак, выиграв в драке за господство, будет скакать над побеждённым, имитируя, пардон, половой акт (привет, тема эротики) - это действия, ориентированные на понижение статуса, а не на физический вред.

Так вот, вес каждой из этих трёх составляющих может меняться - и даже сводиться к нулю в отдельных случаях. Вместо страха наказания власть в людском обществе вполне эффективно может работать на поощрении (и роль наказания будет играть отсутствие поощрения - это вполне себе инструмент, потому как то, что соседу что-то дали, а мне нет вполне воспринимается в таком качестве), и коллектив может устраивать неприятности отказнику сам, без влияния лица осуществляющего власть, и неприятности могут быть просто естественным следствием отказа следовать примеру - в общем, случаев хватает...

Страницы: 1 ... 203 204 205 206 207 ... 258