Ответ на рецензию Пигмеича
Во первых, за прочтение и рецензию низкий поклон ("плохой рекламы не существует").
А по конкретным вопросам/репликам:
К сожалению, заметно, что деньги на переводчиков закончились на переводе терминов, а деньги на артистов не начинались (все картинки из древне-русских "стоков", а задники страниц из ПХБ).
Я прекрасно понимаю, что выбор языка связан с проблемами с авторскими правами. Похоже с этим же связана анонимность документа (указания на авторов мне отыскать не удалось).
Деньги не закончились - они просто не начинались вообще. Текст написан на платформе Homebrewery: Natural Crit,
https://homebrewery.naturalcrit.com/
которая часто используется для хоумбрю, в том числе для материалов DM's Guild. Так было проще на первых порах, хотя в долгосрочном плане, конечно, желательно было бы сделать оригинальный формат.
Что касается картинок, они выбраны как раз за то, что они бесплатные - как, впрочем, и предлагаемая книга. Лично мне ближе искусство Билибина и Васнецова нежели, скажем, Всеволода Иванова. На тот случай, если деньги появятся, появятся и оригинальные иллюстрации. А пока, для моих игроков, и людей, которые интересуются проектом, эти иллюстрации лучше, чем их отсутсвие. Именно поэтому файл и является такой ёмкой (но про угрозу компьютеру от этого я слышу впервые - в крайнем случае, можно просматривать индивидуальные главы прямо на Гугл Драйв).
А выбор языка продиктован отнюдь не проблемами с авторскими правами, а тем фактом, что подавляющее большинство материалов, и скорее всего, игроков (в том числе, моих) ДиД - на инглише. Поэтому, продвигать интерес к русской тематике, с моей точки зрения, имеет смысл именно на английском, хотя интерес русскоязычной публики, которая более тесно знакома с исходными материалами, естественно тоже важно (следовательно - пост на rpg-world).
Наконец, чтобы узнать имя автора, достаточно было бы послать ему email (которая указана в OP).
О переводе конкретных терминов, см. ниже.
С другой стороны это очень хорошо: наибольший спрос, как ни странно, на два типа продуктов: что-то из популярной, но не твоей культуры, и руководства по преобразованию твоего города в часть сеттинга. Я рассмотрю с дизайнерской точки зрения первый вариант (потому что второго нету).
Лично я считаю русскую культуру отчасти своей.
Итак, два самых интересных для меня класса: Богатырь и Шут (Дурак). Есть и ещё интересные мне классы, но их тут нету. Ну нету.
Что это за классы, которых здесь нет, но которые должны быть?
Про богатыря говорить нечего: барб сделанный по другому. Причём, у ПХБ барба всё гораздо удобнее для подсчёта.
В сторону: у дизайна класса есть две грани: как это играется и как это читается при создании персонажа. Читается это как барб, не могу отделаться от ощущения. Причём, богатырь не барб — надеюсь спора не будет. Играется это как усложнённый барб, что ВНЕЗАПНО может быть интересно: барб делался как класс, который можно дать, извините, тупому игроку, и он в него будет играть. Одновременно, на барбе есть немало комб, полезных для павер-геймеров, и флаффа полезного для отыгрыша. Вместо всего этого — менеджмент ресурсов, я бы даже разрешил брать этого "барба" вместо ПХБ барба. Серьезно.
Но проблема именно в том, что это барб. С неубиваемостью на capstone. В то же время, любой класс Коры имеет определённую фишку. Для примера: барб — необразованный бунтарь-бугурт; бард — образованный всезнайка с полной кастовалкой; и т.д.
Богатырь - это не варвар - ни в оригинале, ни в моем Лукоморье. От варвара он имеет если что d12 (что, согласитесь, богатырю подходит, скорее всего лучше даже, чем варвару). Фишка - сила богатырская - гораздо более гибкая чем варварская ярость. А во всем остальном - доспехах, конным умением, итд, это скорее паладин, чем варвар, хотя в отличии от рыцарей круглого стола или Жанны д'Арк, ему не подходит наложение рук. Поэтому, богатыри - это скорее гибрид, чем вариант варвара. В тех случаях, где core классы подходили без особых изменений - например барды или колдуны - я их и не менял - только добавлял новые, более подходящие архетипы. В случае богатыря, это не так. А варвары мне не нравятся - особенно в более сказочном сэттинге - поэтому, я их выкинул.
Теперь про дурака: для человеко не-русской культуры это читается либо как: "Русские все суть дураки", либо как: "Русские претендуют на первенсто в шутах".
В то же время, шуты в западно-европейских державах появляются раньше, чем в России. И нет, ссылок не будет: это вам нужны ссылки, так поищите, вдруг выяснится, что шуты-дураки в России появляются не раньше XVIII века.
О том, что шут - не дурак уже сказано выше Азалином Рексом. На Западе, конечно, были (и есть) дураки - например, в Таро. Но в сказках их гораздо меньше, чем Иванов и Емель. Что касается юродства - то в западном Христианстве юродивые пропадают к концу средневековья, а в православном мире - нет.
Впрочем, отсутсвие дураков как классных архетипов в играх, построенных на западных источниках - это скорее аргумент против них, нежели против их включения в Лукоморье. Если кто-то на Западе впадает в заблуждение, будто Россия - родина дураков - ну так, свою же голову людям не приставить! Если они не знают про Таро, и про то, что в исламском мире есть мажнуны - ну что можно им сказать? Если они думают, что включение этого класса значит "Русские все суть дураки", то они просто не заметили все девять других классов (плюс заморские которые они тоже могут брать). И тогда, говорить с ними не о чем.
Про сам класс: у меня стандартный бугурт на нестандартную кастовалку. Это не половина и не треть кастовалки Чернокнижника. Это нечто другое. Геймдизанерский вопрос: как это стекается при мультиклассировании? Оптимизаторский вопрос: Can I has cheezburger взять Чернокнижника, получить EB и замордовать кастовалку быстрой прогрессией Дурака? А наоборот? А уровни слотов тоже стекаются?
Сам класс: Лак пойнты — супер, было только в неопубликованном и в предыдущих редакциях.
Сам класс: поставить зависимость на Харизму — странное решение: тогда надо Deception ставить обязательный скиллом. А так Конституция. Напоминаю, что красота — тоже Харизма, а в Шуты брали прежде всего некрасивых.
Туда же обязательные ролеплейные квирки, может Вы не знаете, но они имеют достаточно большое влияние во многих группах. А класс минимально боевой: боевым его делают только кантрипы. Социальных плюшек не завезли. Скиллов отсыпали всего два.
Итого: первый кандидат на гимпы.
Зачем??!
О выживаемости - время покажет. Лак - действительно супер - он меняет исход многих конфронтаций (не только боевки, кстати). И чем выше уровень - тем больше лака. Кроме кантрипов, есть еще и заклинания - не половина Варлока, а просто с замедлением на два уровня. Потом, есть все, что связано с архетипами - всякие там коньки-горбунки и емелины печи, которые защищают дурака, бьют монстров. Плюс бонусы к AC от Харизмы, невероятная выносливость. Живут себе.
Если дурак - это не шут, то вопрос про Deception вместо харизмы просто отпадает. Вдобавок, харизма - это не (только и не столько) красота, а удачливость тоже. По гречески - буквально "дар божий" - от этого, дурак и выживает. К тому же, бывает и так, что Иван-дурак вылезает из котла со студеной водой, и превращается в доброго молодца, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
Что касается мультиклассов - не знаю, пока никто не пробовал. Я лично не очень люблю мультиклассы, но возможно, в будущем это покажет какие-то дизайнерские изъяны. Доживем - увидим.
Ну и выбор русского имени для Чернокнижника: есть же такой класс! Даже джва. Witcher и Witch. Может лучше было на них сослаться?
О том, что в русском издании варлок - это чернокнижник, я не знал. Надо было бы посмотреть на имеющийся русский перевод. Но с другой стороны, перевод этот кажется мне не очень успешным. Большинство варлоков с книгами вообще никак не связаны, а если сэттинг не подразумевает грамотность (Лукоморье - нет, поэтому-то грамотность там - определенный скилл), то это получается бессмысленно. Маг - это другое дело. Они обязаны быть грамотными - поэтому necromancer и есть чернокнижник - даже один из корней совпадает. А варлок - он и указан в Лукоморье, как ведьма (или ведьмак - тот же witcher).
Что такое Station — не понял. То есть понял, что предистория и соц\статус, но что означает сии буковки?
Station - коротко social station (e.g. "your station in life") - есть такое понятие:
https://www.vocabulary.com/dictionary/social%20station
На русский, может быть переведено как "состояние" (так оно и есть, в тексте), потому что "в Российской империи: принадлежность к определённым сословиям («податным состояниям», например, городскому состоянию), регулировалась правами состояния."
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Разумеется, что station - бэкграунд. Я конечно, необъективен, но по-моему, мои состояния гораздо более красочные, чем многие предистории.
С расами как-то странно: вряд ли 5 экзотических рас + хуманы — это то, что хочет видеть игрок в новом рулбуке. Я бы сделал какую-нибудь нечистую кровь, кровь Змиев, кровь Серафимов и т.д. Либо как у меня в хаке: по историческим культурам (хоть и неполиткорректно).
Тут мне кажется, что рецензент не очень внимательно читал. Рас на самом деле гораздо больше пяти - обменышы и оборотни имеют множество суб-родов, которые являются практически разными существами, хотя они имеют отдельные общие черты. Потом - обменыши - потомство смешанных браков людей с нечистью - это не нечистая кровь? Полу-летуны - это не кровь змиев? А что касается оборотней - волков, лис, медведей, соколов, воронов - то тут вообще рас целый воз и маленькая тележка.
Магистраты — прикольные, но абилки больше напоминают mind-control, который не контрится конвенциальными средствами.
Могут контрится другими магистратами, стрелами, мечами, заклинанием Тишина (что кстати, не контрит другие нестандартные способности - например, псионикс).
Про сосуществование религий, поверьте англичанину, американцу или французу очень смешно читать. У них ведь такого никогда не было!
Здесь я честно говоря, затерялся. О чем речь?
Но в любом случае, спасибо. Некоторые замечания полезные, и пригодятся в будущем, когда книга будет редактироваться.