Здравствуйте, Гость

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Kupon

Страницы: 1 2 3 ... 6
1
По поводу коротких экшн сессий в стиле Дума, по моему опыту лучше всего заходят три пункта: что-либо по-детски простое, дисбалансное и пиво. И чем больше всех трёх компонентов, тем лучше. Я ещё лет двадцать назад под такие сессии обычно быстренько кляпал карту из параллельных и перпендикулярных коридоров, с отдельными клетками, шириной в коридор. Огонь ведётся строго вдоль коридоров - если траектория снарядов пересекает квадрат с соперником, бросаем на попадание. Придумывал три-пять пушек с различной дальностью и вероятностью попадания на 2d6. Точки респа игроков и респа оружия разбрасываем по карте. Случайным образом определяем кому достался какой респ, после чего опять же случайным образом определяем где какая пуха будет ресаться. Все видят всех, скорость передвижения регулируется кубом 1d6+n, где n+1 есть минимальная дальность перемещения за ход (n зависит от размера карты). Основные задачи две:
1) Добежать до желанной пухи (или бегать со стартовым стволом/ножом/плазменным резаком);
2) В нужный момент выскочить из-за угла и попробовать попасть;
Попадание в соперника - автоматический улёт того на случайный респ, одновременно с этим на одном случайном обчищенном респе для пухи генерится случайная пуха. Цели и задачи можно придумывать прямо на ходу. Этим даже сами игроки могут заниматься, типа ставить для себя некие личные устремления (сделать фраг из любимой пухи, убить троих подряд без смертей, пережить три попадания и т.д.). На всё это можно навесить прибамбасы типа разбросанных броников, телепорта, гранат со сплэшем, стимпака с ускорением, всегда попадающими рукопашными атаками, мультипопаданием при нахождении на линии огня нескольких соперников и т.д.
Вроде аркада, но под пиво заходит на ура. Только количество игроков я бы советовал ограничить четырьмя. Больше - уже долго ждать своего хода.

2
Как-нибудь сорганизуюсь.
Короче, меня отговорили экспериментировать с завязанными глазами. Гуманизатор гуманизатором, но дырку в глазнице дротик устроить способен, так что инстинкт сохранения пофиксил всю развлекуху. С открытыми глазами результаты мулинэ с двуручником таковы: 2 дротика отражено, 2 попадания в руку, 5 в торс, 1 бросок пришёлся бы в голову (дротик менее точное орудие), пришлось уворачиваться. Результат лучше, но это прогнозировалось. Теперь результаты "тактики столба": 1 попадание в руку и ДЕВЯТЬ отражённых!!!
В общем и целом, мулинэ явно не дотягивает.

И до кучи свежее видео про отражение стрел от Скаллагрима. Может кому пригодится:тык

3
Попробуй ещё раз, но... с завязанными глазами. А вместо стрел что-то более длинное и медленное: сулицы, дротики.г
Дротик с гуманизатором организовать не проблема конечно, да и медленный и длинный снаряд отбивать будет проще. Глаза завязывать не сильно приятно, но тоже можно попробовать. Как-нибудь сорганизуюсь.

4
Долго думал над последними результатами. Пока объяснение вырисовывается вполне простое, но в то же время любопытное. Любой колющий удар или выстрел на конечной своей стадии геометрически имеет форму почти прямой линии. Попасть таким макаром в руки и ноги довольно тяжело, в отличие от удара рубящего (который имеет форму плоскости), особенно по движущемуся объекту. Поэтому стрелок (или пикинер) интуитивно метит в центр торса или головы. Помните, пешие бойцы эпохи Возрождения часто пренебрегали защитой рук и ног. Так вот, это было как раз потому, что тогда преобладали атаки с геометрической формой линии (ланс, пика, арбалет, пистолет, аркебуза), и попадания в конечности случалось гораздо реже, чем в торс.
Возвращаясь к нашим баранам, держа широкий (5 см в максимуме ширины) клинок в центре торса, я закрывал достаточно большую площадь тела во фронтальной проекции. К этому стоит добавить мою не самую плохую реакцию и интуитивный аспект стрелка - выцеливание центра мишени. Согласитесь, это уже что-то. А вот когда я крутил мулинэ, площадь организма, перекрываемая во фронтальной проекции была гораздо меньше, плюс далеко не постоянно перекрываемая, ведь меч двигался. Отсюда и результат.
Как думаете, смысл есть?

5
Сбивай мулине стрелы. )))
Кроме шуток, я на досуге попробовал. Результат неутешительный, из 10 выпущенных в меня с 15 метров стрел (с гуманизатором всё равно больно) во время кручения мулинэ, в торс попало 9. Плюс одна попала в руку. Отражённых ноль.
Потом я изменил тактику и просто начал прятаться за вертикально расположенным мечом, как за столбом (плоскость клинка перпендикулярна траектории стрелы), только лишь слегка сдвигая его вправо-влево. От результата офигел - 4 отражено клинком, 1 гардой, 3 попадания в руки и только 2 в торс. Короче, вау... То ли мне настолько разонравилось получать гуманизатором втык, то ли простой "столб" реально защищает. Повторять эксперимент пока не буду, организм побаливает.
Мулине может быть разумно применять против врага с крайне малой дистанцией нападения, способного на быстрые поперечные движения, имеющего существенную ширину и нападающего с непредсказуемой стороны. Уязвимые для удара. Ну то есть действительно - крупные летающие насекомые с размахом крыльев более полуметра.
Антикомарин? А это мысль! Надо будет дождаться лета и сходить на болото, проверить. У нас как раз примерно такие твари водятся.

6
Основные стойки

Архиважная часть освоения двуручного меча кроется в отработке вещей, носящих гордые наименования «гварды», «стойки», «контрольные точки», «позы» (чур не смеяться, всё серьёзно) и т.п. Каждый автор даёт им свои определения и названия, но если совсем глубоко не копать, то по сути это синонимы. Стойки/гварды представляют собой определённые фиксированные позиции, в которых меч даёт минимальную нагрузку на мышцы носителя, и при этом обладает максимальной свободой действий. То есть даже простое нахождение в одной из таких позиций уже сильно облегчает задачу выживания. Таким образом, в идеале, все используемые движения с цвайхандером (и полуторником, кстати, тоже) можно представить, как серию простых переходов от одной стойки к другой. Особо чётко подобный подход выделяется в немецких школах фехтования (ну и вообще в северной Европе), когда выполняющий движение боец как бы «замирает» на доли секунды, проходя через стойки. Собственно по подобным «замираниям» легко идентифицировать особо фанатичных адептов как раз этих школ, но таких немного, ибо большая часть фехтовальщиков осваивает некий всеевропейский микс. Адепты итальянских школ выполняют движения плавно и изящно, без коротких замираний, но им проще, общая лёгкость тамошних спадон многое позволяет (они ближе к 2,5 кг в общей массе, немецкие – к 3,5). С относительно тяжёлыми рубящими цвайхандерами делать всё изящно не всегда выходит (зато он бьёт дальше и больнее). А вот в испанской Дестрезе этот вопрос решается просто, движения выполняются с «проносом» через стойки. То есть боец не фиксирует эти положения, а протекает через них, часто на довольно-таки большой скорости. Повышенная масса меча в этом случае скорее помогает, чем мешает, однако возникает другая проблема – тормозить нельзя. Вообще Дестреза сама по себе вся такая, относительно лихая и непредсказуемая, в своё время изящные итальянцы от неё страдали, а бывало, что и огребали (от де Карансы уж точно). Но, в конечном счёте, это всё дело вкуса, и представитель тех же немецких и итальянских школ вполне может махать мечом, как испанец. Ну, или наоборот.

Критерии для выделения отдельного положения в фехтовальную стойку таковы: устойчивость положения, возможность нанесения из стойки амплитудного удара (укола, реза), простота перехода в другую стойку. Собственно стоек в фехтовании на мечах вообще довольно таки много, но все они применяются в основном для лонгсворда и других подобных полуторников. Для двуручного меча, с его массой, набор стоек сильно урезан. Самый распространённый пример подобного урезания – стойка «Лонгпоинт», пользующаяся огромной популярностью в среде лонгсвордщиков, в двуручной среде попросту умирает. Ведь держать центр тяжести двуручного меча так далеко от себя можно лишь очень короткое время, например, при выпаде. Так что считать это отдельной стойкой применительно к цвайхандерам несерьёзно.
Для двуручного меча я бы выделил пять основных стоек (и ещё две подготовительные, но о них в следующем разделе). Этакий минимально необходимый набор для освоения, которого вполне хватает для любых ситуаций (в клинче тоже все пять работают, но про него у нас так же будет отдельный разговор). Если есть желание, можно спокойно нарыть ещё с десяток-два разных вариантов стоек, но это уже опционально. С названием я не особо парюсь и пользуюсь этаким принципом утёнка – что первым увидел, то и закрепилось. Лично я остановился на переводе немецких названий времён Лихтенауэра. Хотя кому-то будут понятнее, например, более поздние японские названия. Называйте, как хотите, главное – понимать, о чём конкретно идёт речь. Тем более что в интернете есть картинки с дублирующими наименованиями (лично я спёр иллюстрации у Марка Джерарди, понравились они мне). Итак, что бы я выделил:

Плуг
Стойка, перенимающая у Лонгпоинта эстафету самой интуитивной для применения с двуручным мечом. В отличие от Лонгпоинта, рукоять и центр тяжести меча у Плуга смещены гораздо ближе к телу. Для большинства доппельсольднеров её открытый вариант (тот, что на картинке) наверняка самый первый из применяемых. Есть ещё закрытый вариант, с перекрещиванием рук (корпус и меч не меняют положения, лишь правая рука хватается туда, где была левая, и наоборот), поначалу кажется не очень удобным, но так же имеет свои плюсы. Когда прокачаетесь до амбидекстрии, поймёте. Стойка вообще максимально вариативна, из неё можно перейти куда угодно, поэтому Плуг часто считается некой промежуточной позицией.
Основные достоинства стойки:
1) Простота и интуитивная понятность;
2) Максимальная дистанция поражения соперника восходящим уколом;
3) Противник не может точно определить длину клинка (это важно при контроле дистанции);
4) Клинок уже находится в положении, когда противник может напороться самостоятельно;
5) Закрытый вариант стойки равномерно распределяет вес меча между руками;
6) Большая вариативность действий.
Основные недостатки стойки:
1) Открытый вариант стойки сосредотачивает весь вес меча на основной руке;
2) Закрытый вариант стойки создаёт риск «перекручивания» рук и потери меча;
3) Трудности при нанесении рубящего (режущего) удара вперёд;
4) Несимметрична (меч с одной стороны корпуса), уязвима к атакам со сменой направления.

Глупец
Стойка, на первый взгляд не представляющая опасности, и как бы приглашающая к атаке по верхней части организма. Да, Вы угадали, всё действительно не так просто. Малейшая попытка сближения напарывается на прыгнувшее вверх острие с не уступающей Плугу дистанцией поражения. А ещё в этой стойке очень удобно отдыхать, не теряя концентрации. Этакий окопчик с пулемётиком. Можно попробовать закрытый вариант, по аналогии с Плугом, но ИМХО это скорее будет камасутра для извращенцев (хоть я такие и наблюдал пару раз).
Основные достоинства стойки:
1) Вес меча перенесён с вытянутой вниз основной руки на плечевой пояс, удобно отдыхать;
2) Хорошо защищает от нижних ударов;
3) Максимальная дистанция поражения соперника восходящим уколом.
Основные недостатки стойки:
1) Малая вариативность действий;
2) Трудности при нанесении быстрого рубящего (режущего) удара вперёд;
3) Несимметрична, уязвима к атакам со сменой направления;
4) Противник видит клинок целиком и может определить его длину.

Хвост
Стойка, которая реально хвост или «Глупец вид сзади». Удобна для отдыха и контратаки рубящим ударом. Тоже в некотором роде окопчик, но уже не с пулемётом, а с гранатами. При повороте стоп и корпуса на 180 градусов, и при сохранении ориентации меча, превращается в стойку Глупец для атакующих с тыла. Адекватного закрытого варианта ИМХО нет, но это лишь моё личное мнение. Меч может быть обращён не строго назад, а слегка вбок, это не будет ошибкой.
Основные достоинства стойки:
1) Вес меча перенесён с вытянутой вниз основной руки на плечевой пояс, удобно отдыхать;
2) Противник не может точно определить длину клинка;
3) Удобна при нанесении бокового рубящего (режущего) удара;
Основные недостатки стойки:
1) Малая вариативность действий;
2) Трудности при нанесении быстрого колющего удара вперёд;
3) Несимметрична, сильно уязвима к атакам со сменой направления;

Бык
Стойка, имитирующая приготовившегося к атаке единорога или быка. Руки находятся в хорошо сбалансированном положении и могут так торчать довольно долго (проверял). Нисходящий колющий удар из Быка довольно быстр, но уступает Плугу и Глупцу по силе и максимальной дистанции поражения. Имеет закрытый вариант, со своими особенностями.
Основные достоинства стойки:
1) Очень хорошо защищает от верхних ударов;
2) Не смотря на верхнюю стойку, нагрузка на руки невелика;
3) Противник не может точно определить длину клинка;
4) Клинок уже находится в положении, когда противник может напороться самостоятельно;
5) Закрытый вариант стойки перераспределяет вес меча на локти, удобно отдыхать;
Основные недостатки стойки:
1) Закрытый вариант стойки создаёт риск «перекручивания» рук и потери меча;
2) Трудности при нанесении быстрого рубящего (режущего) удара вперёд;
3) Несимметрична, уязвима к атакам со сменой направления;

Крыша
Стойка, в некотором роде совмещающая в себе две лонгсвордовские: собственно Крышу (меч над плечом) и Хайгвард (меч высоко над головой). Предназначена для действий во всех возможных направлениях, так как цвайхандер находится над корпусом (а не сбоку) и не имеет мёртвых зон. Хоть и открывает для атаки ноги, даёт возможность к очень быстрой контратаке рубящим ударом. При повороте стоп и корпуса на 180 градусов, и при лёгком наклоне клинка, превращается в стойку Бык для атакующих с тыла. Имеет что-то вроде закрытого варианта, хоть лично я в нём особенностей пока не нашёл.
Основные достоинства стойки:
1) Симметрична, приспособлена к атакам со сменой направления;
2) Не смотря на верхнюю стойку, нагрузка на руки невелика;
3) Противник не может точно определить длину клинка;
4) Удобна при нанесении рубящего (режущего) удара во всех направлениях;
Основные недостатки стойки:
1) Трудности при нанесении быстрого колющего удара вперёд;
2) Уязвима к нижним ударам.

Переходы между основными стойками можно представить в виде этакого объёмно-центрированного квадрата со связями. Это лично моё виденье, не ищите его у средневековых мастеров, хотя возможно что-то подобное у них и было. Одинарные линии – короткие по длительности переходы между стойками, двойные – более длинные. Нижние стойки соответствуют нижним названиям, верхние – верхним, Плуг – промежуточная стойка. Доппельсольднер расположен лицом влево (к противнику). Любой переход, любое движение или удар осуществляется последовательной сменой стоек по представленным линиям. Например, верхний рубящий удар, наносимый из стойки «Крыша», может попасть в противника и остановиться в стойке «Плуг» (откуда можно быстро перейти куда угодно), а может и пролететь мимо, остановившись в «Глупце» (в нём часто промахи останавливаются). И в том и в другом положении существуют возможности продолжить атаку или уйти в оборону, так что попали мы или промазали, это не оставит нас без защиты.
Даже если враг подкрался сзади, мы, будучи в том же «Глупце», можем за счёт разворота стоп повернуть корпус (сменив тем самым фронт и тыл) без перемещения меча. Тем самым мы автоматически оказываемся в зеркальной стойке «Хвост», откуда можно от души рубануть вражину снизу-сбоку. Попадём – перейдём опять же в «Плуг» и сможем резануть на обратном движении, промажем – окажемся в «Быке», готовые нанести колющий в голову. В целом, как-то так всё и работает. Особой нужды придумывать что-либо изящное, нет. Отточив основные стойки и переходы между ними можно запросто нашинковать неподготовленного противника (или нескольких) не прибегая к каким-либо секретным смертоносным убер-приёмам.
Лично по мне, стоек «Крыша» и «Плуг» вполне достаточно для уработки большей части соперников (это только лишь мнение моего организма). А если любите филонить в обороне (или стамины не хватает), «Глупец» в помощь. Из него и удар то только один (утрирую), но зато почти всегда работает. В общем, если учесть, что все бойцы различаются по физике, технике и психике, нет идеального и простого «набора победы». Освоение техники фехтования, по сути, и заключается в выработке собственного подхода к выживанию и уничтожению противника, на основе характеристик своего тела (и мозга тоже). Представленные пять стоек только лишь конструктор, из которого можно собрать свой собственный стиль.

Что можно вынести:
1) Стойки это фиксированные позиции, в которых меч даёт минимальную нагрузку на мышцы носителя, и при этом обладает максимальной свободой действий.
2) Все движения и удары цвайхандером представляют собой серию простых переходов от одной стойки к другой.
3) Критериями для выделения отдельного положения в фехтовальную стойку являются: устойчивость положения, возможность нанесения из стойки амплитудного удара (укола, реза), простота перехода в другую стойку.
4) Автор выделяет пять основных стоек. Каждая обладает своими плюсами и минусами, а так же позволяет относительно быстро и без потери равновесия перейти в другие стойки, посредством движения и/или удара.
5) Если скомпоновать стойки в виде квадрата со связями, можно быстро продумывать переходы между ними и действия носителя двуручного меча.
6) Освоение техники фехтования заключается в выработке собственного подхода персонажа.

7
Попытки выглядят очень странно.
Творчество не остановить и это нормально. Если он придумает, как применить мулинэ в боевой обстановке (и это реально сработает), я буду первый, кто скажет ему спасибо. Может даже кексов ему куплю к чаю...

8
Так себе примерчик. Ледигарду хана.
Конечно хана, в сферическом вакууме. А в реальности даже 5-10 секунд могут роль сыграть, это любой бодигард знает.

9
Идея именно в том, что есть противник, которого категорически нельзя подпустить вблизь.
В том то и дело, что ты сам рубишь на корню свою идею. Во-первых, рубящий/режущий удар имеет меньшую дальность поражения, чем укол. Во-вторых, в разделе про мулинэ я специально заострял внимание на том, что центр тяжести при его вращении расположен очень близко к корпусу. Гораздо ближе, чем даже при простом рубящем ударе. Это на том первом видео в разделе легко заметить - мулинэ.
То есть крутя мулинэ ты фактически собственными руками дважды урезаешь свою дистанцию поражения. Вместо того, чтоб занять позицию, позволяющую довольно далеко достать уколом и удержать дистанцию.
Тогда действительно или несколько врагов
1 вариант: Отступать и занимать выгодную позицию в узком проходе или среди товарищей по строю.
2 вариант: Если бежать нельзя, всё равно дистанция не для мулинэ. Если и рубить, то для этого в технике двуручного меча есть такая фича, как "Леди Гвард". Это как раз ни фига не мулинэ и оно неплохо работает (правда недолго).
или, предположим, кто-то высокоманёвренный и быстрый, так, что "в его сторону" остриё не выставить.
Таких хмырей в реальном мире не бывает. У тебя два метра хорошо сбалансированной стали, с нею меньше чем за секунду можно полный круг вокруг себя провернуть. Представляешь, с какой угловой линейной скоростью относительно тебя противник должен двигаться, чтоб опередить это? Тут должно быть что-то нереально фантастическое, Флэш например, или на крайняк наскипедаренный Чужой.

10
Есть мнение среди меня, что ограниченно полезным мулине может быть при бое против более мастерского, но неодоспешенного противника. Чисто запугать, чтобы не подходил.
Я со своей колокольни имею серьёзные возражения. Во-первых, это самое мулинэ против более мастеровитого соперника всё равно, что слону дробина, будь он хоть в доспехе, хоть в одних труселях. Испугать? Опытного противника? Рассмешить вот можно. Ну там типа довести до истерических конвульсий и попробовать прирезать, это более реальный и рабочий вариант. Даже я против крутителя мулинэ управлюсь секунды за полторы-две, а я - убогий дилетант. Опытный мечник его прирежет не глядя одним тычком, ибо дистанция поражения восходящим колющим ударом заметно выше дистанции поражения ударом рубящим (от мулинэ).
Во-вторых, будучи в броне против неодоспешенного противника крутить мулинэ и тратить силы нет нужды. Это он легче и выносливее, ему выгоднее заставить нас двигаться, дабы измотать. А нам надо лишь один раз попасть. Самый оптимальный вариант - взять цвайхандер хватом "полумеч" и спокойно зайти на ближнюю дистанцию. На дальней он нас тупо не пробьёт, а в ближнем размене наши шансы будут на порядок выше. Даже если нас гардой дубасить начнут.

11
Выглядят - невесомо. Судя по тому, что ими делают.
Выглядят невесомо, но там реально 3-5 кг. (знаком с такими образцами). Эх, знал бы ты как они сейчас потеют и кряхтят... Не, машут ребята по-серьёзному, я своим четырёхкилограммовым так же могу, это вполне реально. Да и ты наверняка сможешь после непродолжительной подготовки (2 недели-месяц максимум). Другое дело, что бесполезно это мулинэ в поединке, там крайне компактно и экономно действовать нужно, силы то не бесконечные. А они даже входя в ближнюю дистанцию пытаются крутить... Там рвать соперника надо и в морду ему бить, понятно что техника безопасности, но хотя бы подножку какую-нито сделали...

12
Они могут себе это позволить, у них мечи невесомые. )
Это стандартный тренировочный пластик, общий вес которого может доходить до 5 кг (обычно 3-4). Так что в плане невесомости дело совсем не так обстоит.

13
Кстати, возвращаясь к вопросу заточки меча. На средневековых иллюстрациях с двуручами можно увидеть сплошь и рядом, как держатся за лезвие. С одной стороны, понятно, что тренировка. С другой нафига учить неприменимым приемам?
Это вполне применимые приёмы и весьма распространённые хваты для ситуаций типа:
1) Клинч, когда дистанция не позволяет обычный хват;
2) Когда соперник в полном доспехе и нужно его как-то проковырять/продолбить;
3) Когда ты защищён лучше соперника и хочешь просто разок попасть (хват полумеч делает удары точнее);
4) Когда уже нет сил и желания заниматься техничным фехтованием, а хочется просто утрамбовать соперника в грунт.

Эти приёмы вовсе не для тренировки, а для реального убийства. На многих современных турнирах хваты "полумеч" и "булава" запрещены как раз потому, что даже полный доспех от них не особо спасает, только удержание дистанции.
Вот тебе немного об этом:
Опередил  :)

14
Начинаем махать. Техника

Итак, мы вправили себе мозги, подкачали организм, время брать в руки сам цвайхандер (наконец-то, неужели читатели дождались). Берём мы его осторожно, в полном соответствии с техникой безопасности для окружающих, самого меча и себя любимого. Первые ощущения от цвайхандера могут быть разными, я бы выделил где-то три вида и все они связаны с конструкцией меча.
Ощущение первое: меч – неудобное, чрезмерно тяжёлое бревно. Возникает тогда, когда двуручный меч – не меч, а халтура по типу «палка-палка-огуречик», сваренная дядей Васей, в детстве слышавшем, что меч это пересечение двух железок разной длины под углом 90 градусов. Понятно, что с таким знанием оружейник из него тот ещё. Так что кем бы вы ни были (пусть даже полным нубом в фехтовании), но при возникновении аналогии с ломом, бревном и другим подобным предметом, смиритесь с мыслью, что это НЕ МЕЧ. Каким бы ни был для Вас авторитет дяди Васи. Едем мимо.
Ощущение второе: меч офигенно лёгкий для своих размеров. Удобно лежит в руках, быстро выполняет поступательные движения, но при этом есть небольшой дискомфорт, связанный с движениями вращательными. Это НАСТОЯЩИЙ МЕЧ, но при этом меч НЕ ВАШ. Когда двуручник сделан хорошо, но подогнан под другого владельца, эта самая подгонка не позволяет носителю и мечу создать комплексное образование с минимальным моментом инерции. Что как раз и проявляется во вращательных движениях. То есть махать таким можно и нужно, но полностью раскрыть потенциал не выйдет.
Ощущение третье: Ааааааа! АААААААА!!! Банзай, трах твою тибидох!!! Кажется, что ты всю жизнь не знал и не понимал, что являешься лишь частью расколотой монады. И вот тебя соединили с той самой половинкой. Чувства тебя не обманывают, будучи вооружённым настоящим, подогнанным под тебя мечом, ты мало того, что не особо теряешь в ловкости и координации. Ряд движений даже становится проще выполнять с цвайхандером в руках, чем без него. Ты фактически не крутишь меч, а скорее танцуешь вместе с ним на взаимно равных основаниях. Где-то ты доворачиваешь его, где-то он доворачивает тебя. Идеальная парочка. Первое время после знакомства Вашему покорному даже приходилось подавлять разные дикие желания, типа ласково гладить Жорика по гарде или перед сном класть его рядом с кроватью. Моя пре-е-елесссссть. Я бы не удивился, узнав, что какой-нито доппельсольднер на полном серьёзе беседует со своим цвайхандером, как с товарищем (или любимой женщиной). Сам-то я до такой клиники пока не дошёл, но понять их уже могу. Тенденция пугает чутка…

Собственно, рассмотрим основы техники для вариантов номер два и номер три (для номера один никакая техника не поможет). Самое главное – держать центр тяжести меча как можно ближе к вертикальной оси вращения своего организма. Любые повороты, провороты и махи выполняются с цвайхандером словно с партнёршей в танце танго. Очень близко друг к другу. Никаких «раззудись плечо, размахнись рука», иначе раззуделка отвалится (проверял). Только непосредственно в момент удара (укола, реза) меч «выбрасывается» насколько позволит длина рук. В остальное время всё максимально компактно, вот прям максимально. Что-то подобное можно увидеть на многих англоязычных видео. Например, на канале у Мэта Галласа есть много кратких и понятных видео по правильному движению с вращением меча. Зацените расположение центра тяжести цвайхандера в процессе вращения. Следует учесть только один важный момент – его меч весит всего 2,3 кг. Чисто с точки зрения весовой классификации, это тяжёлый полуторник, хотя по форме и вылитый двуруч. Но представленная техника соответствует как раз таки цвайхандеру. То есть любой доппельсольднер крутил своим дрыном именно так, разве что не так шустро и изящно (вес ведь играет роль).

Далее по поводу видеопримеров техники. То, что показывается в 95% видео на ютубе (в том числе и представленное чуть выше видео) это не пример боевого применения, а так называемое мулинэ, предназначенное для отработки техники. Да, железка крутится, мускулатура шевелится, всё красиво и сэкесуально. Но это вовсе не та самая «веерная защита» от Стругацких, а исключительно тренировка и понты. В бою никто в здравом уме мулинэ крутить не будет (мы не понтуемся, а силы экономим, да и товарищей так можно задеть), максимум встретите скупые компактные провороты, чуть ли не в обнимку с мечом, для смены направления атаки. В остальном же это будут только простые тычки или многозадачные (но при этом одиночные) удары аля Лихтенауэр. Вот пример пусть не киношно-зрелищного, но довольно таки техничного боя с неспортивного турнира латников (особо обратите внимание, как работают руки). Вот представитель хорошо поставленного киношного боя, со всеми прилагающимися особенностями полного доспеха от первого и третьего лица. А вот танцоры диско в современной защите и с гуманизированными мечами пытаются изобразить драку обкуренных бабочек-камикадзе. Сравните нормальный бой с попыткой применения стерильного мулинэ в бою. Ничего общего. Зачем же тогда это самое мулинэ нужно? Что бы привыкнуть к оружию, понять его плюсы и минусы, отработать некоторые переходы, ну и мышцы посильнее размять, куда ж без этого. И важная вещь для справки – мулинэ не заменяет разминку без меча, а лишь является её продолжением. Не начинайте с мулинэ тренировку, можете себе раззуделку испортить (проверено).

Теперь о постановке рук. Как я уже упоминал где-то выше, самый интуитивный и распространённый хват выглядит как: основная рука помещается под самую гарду, на один из двух узлов волны, возникающей при гармонических колебаниях клинка, второстепенная располагается на навершии или чуть выше. Хват основной рукой в целом плотный (ибо удерживает почти весь вес меча), но никак не мёртвой хваткой (дабы меч мог свободно двигаться). Второстепенная рука держится свободнее, примерно как на рычаге переключения передач в автомобиле. Кстати, очень хорошая аналогия, по сути это и есть тот самый рычаг, просто его ось вращения (основная рука) не зафиксирована намертво, и обладает большим количеством степеней свободы. Смена хвата второстепенной рукой на тренировке и в бою происходит регулярно, это вполне нормально и удобно. Рука может и ползать по рукояти, и кувыркаться, и совсем пальцы отпускать. А может лишь слегка поворачиваться, не лишая меч маневра, например. Смена хвата основной рукой вещь опасная, ибо сдвигая её, вы на время этого сдвига теряете управляемость цвайхандером (проверено). То есть на время смены положения основной руки Вас могут легко убить. Так что подобные смены и перехваты (например, перехват за рикассо) должны происходить очень быстро, в идеале находясь вообще вне зоны поражения.

Какую руку применять как основную, ни один мастер советовать не будет, потому что обе руки для цвайхандера абсолютно равнозначны. Да, если Вы правша, поначалу вес меча удобнее держать на ней, то есть использовать правую в качестве основной руки (левшам наоборот). Но в процессе тренировок, совершенно незаметно для носителя, к нему приходит некий аналог цвайхандерной амбидекстрии. То есть становится совершенно пофигу, на какой конкретно руке лежит основной вес, а какая рулит всем дрыном (проверено). Более того, освоившийся носитель в некоторых ситуациях может автоматически чередовать роли рук (основную и второстепенную) практически мгновенно, даже во время проведения удара. Вот один из примеров перехвата за рикассо (конкурс в студию: кто правильно заметит момент перехвата - молодец). Да, делать подобные перехваты вроде бы рискованно (и далеко не всегда оправдано), но если подходить к процессу с умом и уменьем, кратковременный риск в ряде ситуаций может оказаться основой поражения противника и собственного выживания. Один из вариантов подобного перехвата производится, когда меч направлен острием выше горизонта. Основная рука полностью разжимается и уходит вниз, а второстепенная ослабляет хват так, чтобы свободно скользить по рукояти. Когда меч под действием силы тяжести начинает проскальзывать, нужно, не разжимая полностью хват второстепенной рукой, резко сдвинуть её в сторону рукояти. А основная рука в этот момент перепрыгивает на навершие, таким образом меняясь местами с второстепенной. Подобный перехват удобно проводить даже во время выпада, неплохо дезориентирует соперника.

Немного важных вещей о повороте цвайхандера. Когда мы разбирали, что такое собственно двуручный меч, мы немного поговорили про момент инерции и связанные с ним особенности. Хочется продолжить эту тему, упомянув про так называемый эффект неустойчивого вращения, ну или его более распространённое в нетехнической среде название «эффект Джанибекова», ну или… Короче, названий у него много, а применение к цвайхандеру вполне простое. У симметричного трёхмерного предмета есть три главных оси вращения, вдоль которых кстати часто измеряют параметры длины, ширины и толщины предмета. Вот пример таких осей для цвайхандера. Ось с наибольшим моментом инерции проходит через центр тяжести на рикассо перпендикулярно плоскости рисунка (красная точка в центре). Для вращения меч вокруг неё требуется приложить самое большое усилие, но в то же время и удар получается самым мощным. Ось с наименьшим моментом инерции проходит через ребро жёсткости и рукоять (длинная красная линия). Вращать меч вокруг неё проще всего, но и поражающий эффект таких вращений практически нулевой. А самой интересной является ось промежуточная, идущая поперёк рикассо (короткая красная линия). Вращая меч вокруг неё, мы добьёмся так называемого удара «плашмя». По затраченным силам и эффекту подобные удары находятся где-то посерёдке, однако само такое вращение очень трудно стабилизировать. Дело в том, что главная ось с промежуточным моментом инерции является осью неустойчивого вращения. А значит, при провороте в положении плашмя, цвайхандер будет стремиться вывернуться в любое другое положение, что приведёт к возникновению сильных паразитных моментов, снижению скорости и ослаблению удара, а так же уменьшению его точности. Старайтесь по возможности избегать подобных вращений, иначе движения потеряют плавность, появятся рывки, а это повышает общую усталость, риск травм и снижает контроль над оружием.

Что можно вынести:
1) Двуручный меч не должен ощущаться бревном или ломом, иначе это вовсе не меч, и техника цвайхандера для него не подходит.
2) Необходимо держать центр тяжести меча как можно ближе к вертикальной оси вращения своего организма, отдаляя его только на время непосредственного удара.
3) Лучше избежать размашистых движений в пользу компактности, это экономит силы и здоровье.
4) Не применяйте мулинэ в бою, оно необходимо лишь, как разминка и отработка техники.
5) Хват не должен быть мёртвым, а второстепенная рука должна быть достаточно свободной для управления мечом.
6) Старайтесь не менять хват основной рукой без необходимости, это рисковано.
7) Обе руки для цвайхандера равнозначны и должны спокойно сменять друг друга.
8) Учитывайте неустойчивость вращения меча вокруг промежуточной оси.

15
А ведь это еще не особо вычурный вариант.
Я бы даже сказал это максимально невычурный учебный вариант, имеющий все аспекты двуручного меча. Даже фальшгарда одна из самых простых. В реале самые распространённые гарды двуручников имели вид взорвавшейся фабрики по производству стальных ленточек.

16
Горизонтально. Вдоль лошади.
Вдоль это попой на клинке? А если нет, то как я понял, это специально для расчистки кустарника справа и слева от дороги. Если развить на лошади скорость порядка 2 Махов, можно будет и с лесом справляться, энергии хватит. Правда неосторожные местные жители изредка будут лишаться башки, но кто их НПС за людей-то считает...
Только вот на дракона с обычным, пусть и качественным мечом/копьём не пойдёшь. На дракона требуется зачарованный, который даже если купить, а не добыть, можно, то стоить он будет как два королевства. Комплект из двуручника и запасного оружия - как четыре королевства.
Чуть выше ты сам предлагал взять второй меч исключительно для баланса.
Ну и лично мне идея отделять себя от основного оружия расстоянием в потенциально опасной зоне кажется сомнительной.
Если в персонаже дури немеряно, можно на плечах таскать хоть гроб с музыкой, тут вопросов нет. Просто для обычных приключенцев выбор стоит примерно такой:
1) Носить двуруч с тяжеленными ножнами при себе в каждой ходке от сокровищ дракона до телеги. Как следствие, с каждой ходкой придётся носить на 5-8 кг. сокровищ меньше (плюс регулярно цепляться мечом о стенки пещеры, камни, ронять меч и прочие радости несбалансированного груза). Как следствие ходок будет больше. Как следствие, растёт риск быть застигнутым супругой забитого дракона и отхватить трендюлей;
2) Отправиться челночным ходом налегке. Носить на 5-8 кг. больше с каждой ходкой. Как следствие, меньше ходок. Как следствие, быстрее управиться, с шансом успеть свалить до прилёта тяжёлой авиации.
Выбор за персонажем.
У кого двурчник, тот не крадётся?
Скорее всего красться с двухметровой оглоблей просто не получится. Даже у Сенкевича цвайхандер на миссию скрытного проникновения не поехал.
А я не предлагаю брать ненужное.
Ты предлагаешь брать нужное, но лишнее. Типичная ошибка того, кто никуда ни разу не ходил.
Потому что махать им в каких-нибудь низких туннелях гоблинов, видимо, будет проблематично,
Колющие удары работают везде, а при ограниченном пространстве для колюще-режущего двуруча это скорее плюс. В добавок существует даже специальная режуще-рубящая техника для работы в узких коридорах. Итальянцы придумали, надо про неё рассказать при случае.
А в остальном замечания дельные.

17
Пока ты на коне, он конечно приторочен к седлу
и скребётся по траве, кустам и ногам лошади.
Для чего могут в подземелье понадобиться свободные руки при том, что положить меч на пол не вариант, я думаю, придумать сможешь. )
Это да, чтоб не забрызгать например  :D
Из ножен достать меч увидев его успеешь и десять раз, а бегать за валяющимся в обозе или посреди пещеры - нет.
Это конечно вариант, но тогда возникает сходный вопрос по поводу другого длинномерного оружия: копий, алебард и т.д. Как персонажи поступают с ними? Они ведь спокойно оставляют их в обозе, будучи занятыми переноской всякого полезного в хозяйстве. И без оружия они не остаются, все бойцы с длинномером по умолчанию носили личные одноручные мечи (как современный спецназ кроме автомата носит ещё и пистолет). Доппельсольднеры с цвайхандерами тоже в обязательном порядке таскали "кошкодров" на такой случай.
Идёшь на приём в качестве телохранителя, оружие по церемониалу должно быть в ножнах.
Длинномер (двуруч в том числе) по церемониалу должен быть на плече. Это широко освещённый средневековый факт.
При этом и хворост собрать, и птицу на обед подстрелить, и лагерь разбить, и по горе взобраться - требуются свободные руки.
Поставил меч, сделал дело, поднял меч (если что - кошкодёр наготове).
Надо ползти. Скажем, из соображений скрытности.
Тогда тебе двуруч даже в ножнах нафиг не нужен.
Буквально, можно второй меч через другое плечо.
То есть в походы ты ни разу не ходил, да? То, что в походе идёт борьба за каждый грамм веса не знаем. С такой "теоретической подготовкой" лучше сидеть дома.

18
слезть с коня и зайти на часок в подземелье - вполне нормально.
С двуручем за плечом да на коне  :good:. Чтоб в седле нормально держаться координации нужно на порядок выше, чем пешком. А на тебе несбалансированная приблуда.
Да у него не двуруч, но принципиальной разницы, как мне кажется, нет.
Есть. В плане момента, управляемости и эргономичности очень большая разница. Я тут в нескольких постах на упор делал на то, что двуруч и полуторник (одноруч) абсолютно разные в этом плане.
Вопрос именно в том, какие минусы конкретному пользователю в конкретной ситуации критичнее.
Это да. Я просто не вижу ситуаций, когда подобная приспособа будет полезна именно в боевых или приближённых к боевым условиях. У неё плюсы то возникают только когда воевать ни с кем не надо. И зачем тогда меч?
Делает ли это ножны неприменимыми в принципе? С учётом того, что и в руках меч вроде как рекомендуется на плече носить.
Главный момент: в руках и на плече центр тяжести меча гораздо ближе к вертикальной оси человеческого тела, чем в подобных ножнах. Через час носки в приблуде от Шеда спина изогнётся в бок и ей хана придёт.

19
Тэг url позволяет вставлять гиперссылку. Если ткнуть в заголовок конкретного поста (в этой теме - Re: Двуручный меч. Мнение дилетанта), то будет виден путь к конкретному сообщению. Его можно вставлять:
Спасибо. А как делать так:
Вот, например, ссылка на пост 3
Заместо вот так:
http://www.thearma.org/pdf/Fight-Earnestly.pdf
?
А то некрасиво получается...

20
В ножнах? О_о
В данном случае мы ведь рассматриваем исключительно конструкцию Шеда (мой ответ как раз касался именно её). А у него меч не в ножнах, а просто в открытом креплении (пусть и с одной стороны). Но даже если считать это крепление за ножны, в контексте двуручного меча сразу следует вопрос про вес деревянного крепления как минимум метровой длинны и про сложность уборки в подобное крепление меча с фальшгардой. Мы же в пешем походе, а не просто перед камерой постоять.
Зафиксирован. Не идеально, но вполне достаточно.
Это кажется. Через 20 км. по пересечённой местности всё станет понятно.
Это если клинок ровно вертикально расположить.
Ходить не сможешь. Ноги обобьёшь. Плюс при вертикальном расположении крепления меч вывалится на первой же кочке. А если крепление расположить по диагонали, то:
подразумевая, что гарда будет на уровне середины шеи
Если гарда будет на середине шеи, центр тяжести двуручного меча будет на уровне основания шеи + сильно смещённым в сторону аж за правое плечо. Хочется крайне искренне пожелать счастливого пути тому, кто попробует пройтись с подобной нагрузкой, от того кто уже попробовал пройтись с подобной нагрузкой.

21
Однако ж, что-то не было повсеместного отказа от ножен для одноручных мечей в пользу таскания их наголо в руках.
Размер. При их длине клинка они очень быстро и просто вынимаются из ножен. Для полуторников уже начинаются небольшие проблемы, для двуручей это вообще пипец.
Более того, при перевозке двуручника в обозе или на коне он, вот уж точно, был в каких-то ножнах. Иное мне видится невероятным.
Это лишь предположение. На мой взгляд куда проще завернуть в какую-нито многофункциональную плотную ткань или шкурку. Прямоугольный отрез материи - универсальная вещь.
Так же я легко представляю себе множество ситуаций, при которых необходимо и двуруч при себе иметь, и обе руки свободными
Поставил/положил меч, сделал дело, взял меч.
однако они имеют и множество преимуществ перед классическими ножнами во всю длину клинка.
Но на фоне этих недостатков:
1) Меч должен быть обязательно расположен по диагонали, иначе любой шаг - риск ранения о собственное острие;
2) Меч, расположенный по диагонали, сильно выпирает открытым острием слева от бедра (для полуторника) или колена (для двуручника), что чревато ранением соратников;
3) Меч расположен открытым клинком вниз, что вызывает серьёзный риск порчи острия о предметы окружения (собственно поэтому его носили клинком вертикально вверх);
4) Меч не зафиксирован плотно в "ножнах". Наклоны корпуса (а на марше они будут) могут привести к потере контроля над мечом;
5) Меч за спиной сильно нарушает устойчивость (я пытался носить), он не компактный рюкзак, а оглобля с большим моментом инерции.
1) Какова у твоего меча длина клинка?
2) Каков твой рост, скажем, до адамова яблока?
Длина всего меча - 178 см. Длина клинка - 117 см. Длина клинка до фальшгарды - 98 см.
Мой полный рост - 184 см. Около 157 см. до начала адамова яблока (там трудно понять до куда конкретно мерить).
Сразу хочу предупредить - для моего роста цвайхандеры обычно были меньшей длины. У моего специально увеличенная рукоять, поэтому он такой длинный. То есть для среднестатического бойца с моим ростом нужно выкинуть примерно 7-8 см., тогда будет довольно близко к средневековым образцам.

Кажется пора сделать что-то вроде "содержания" в заглавном посте, дабы читатели могли перепрыгивать сразу к интересующей их теме. Может кто подскажет, как это реализовать?

22
Начинаем махать. Физуха

Не знаю почему, но этот раздел вызвал у меня больше всего сложностей. В общем, я переписывал его целиком три раза, пока не сформулировал мысль (и то криво). Что хотелось бы сказать о физподготовке носителя двуручного меча в первую очередь. Даже если у Вас спортивное прошлое, даже если это опыт махания лонгсвордом, я крайне не рекомендую сходу браться махать цвайхандером, как какой-либо виденный Вами персонаж игры/фильма/манги и т.д. Может плохо закончится для здоровья, пусть и при соблюдении техники безопасности. Дело в том, что в случае с цвайхандером, основная нагрузка приходится далеко не туда, куда, казалось бы, она должна идти.

Немного из истории моего освоения. Изначально я просто планировал в процессе тренировок с двуручем чутка руки подкачать. Логика была простая, если обычный меч помогает развить руки, то двуручный меч поможет им ещё больше. Ну дык я подготовился, специально их размял побольше, запястья бинтами затэпировал, во избежание вывихов, оглобля то здоровая. Эх, как же я был неправ… В общем, руки по большому счёту, пролетели. Потому что основная нагрузка выпала как раз таки и не на них. После первой же попытки хорошенько потренироваться у меня (по списку): обе стопы распухли словно бы после 90 минут самого жёсткого футбольного матча, икры болели как никогда до этого (И это у футболиста, Карл!), колени просто сказали «до свиданья, у нас выходной», таз припомнил ощущение батиного ремня, а спина около недели не позволяла мне нормально согнуться-разогнуться. А с руками, каким бы странным оно ни казалось, вообще ничего не произошло. Они этой тренировки просто не заметили. Сначала, параллельно с мыслью «Автор – дятел», у меня в голове присутствовало чёткое осознание того факта, что двуручный меч не для меня. Однако примерно через неделю, когда спина и колени прошли, вдобавок к мысли «Автор – дятел» добавилась ещё одна «Может быть, я делаю что-то не так?». Почему страдают ноги и спина? Насчёт ног я в курсе, что для фехтования они первостепенны. Но с ними у меня вроде бы всё в порядке. Ведь я спортсмен (футболист), комсомол (фехтовал) и просто красавец (ладно, тут наврал). И я постарался поглубже разобраться в вопросе.
Так как наши предки были кем угодно, но только не идиотами, ответы следовало искать, прежде всего, у них. Ну ещё и в банальной физике. При очередном пересматривании всех доступных мне фехтбухов, в глаза бросилась довольно таки низкая стойка с цвайхандерами, по сравнению с теми же самыми одноручными и полуторными мечами. Например:
http://kresiva.com/wp-content/uploads/2016/11/renaissance_fencer.jpg
Причём подобные стойки я видел ещё и с японскими нодати, которые тоже вполне себе двуруч. О чём это нам говорит? Рычаг! Для управления орудия с большим моментом нужен большой рычаг. Доппельсольднер гораздо сильнее стремится приблизить свой центр тяжести ближе к земле и максимально развести стопы, для приложения максимального момента сил к своему орудию. А значит, если носителя не обеспечить рычагом нужной длины, на опорно-двигательный аппарат будет приходиться чрезмерная нагрузка. А что у нас из этого аппарата в первую очередь передаёт вращательный момент? Колени и спина. Бинго! Разматываем эластичный бинт с запястий, и приступаем к делу серьёзно.

Действие первое: в начале освоения тэпируем колени и спину. Например, заматываем эластичными бинтами колени, а на спину одеваем какой-нибудь лечебно-гимнастический пояс. Когда привыкните к нагрузкам, от этих прибамбасов вполне спокойно можно будет избавиться (проверено), но на начальной стадии (когда движения ещё не отработаны) их ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно защитить. Пусть даже Вам кажется, что всё в порядке – не верьте первым чувствам, будет хуже. И пусть хоть кто-нибудь из-за этого попробует обозвать нас радикулитным старикашкой. Его то мы потом отпи… отпинаем, а наше здоровье вернуть не выйдет.

Действие второе: доведите до автоматизма работу ног. Я придумал простой, но немного грубоватый, способ. Ханжей просьба перейти к следующему абзацу. Остальных попрошу вернуться к своим самым первым детским воспоминаниям и представить, что Вы обделались прямо в штаны. Причём по полной программе. И Ваша задача – спокойно добраться до горшка не перепачкав более ничего по дороге. Представили свои движения и положение ног? Так вот, прогулка обделавшегося сумоиста это именно то, что нужно при фехтовании на цвайхандерах. Да, двигаться, не сближая колени, трудно. Нужно тренироваться. Да, это выглядит смешно. Но хорошо смеётся лишь тот, кто смеётся последним. Потому что именно «сумоист» будет иметь колоссальное преимущество в бою.

Действие третье: научитесь держать осанку. В идеале займитесь танцами. В приоритете европейскими бальными или народными: русскими, украинскими, польскими, татарскими, башкирскими, кавказскими, любыми… Они очень хорошо ставят эту самую осанку именно под фехтование. Почему? Во-первых, наши предки не были идиотами, во-вторых, организм с правильной танцевальной осанкой обладает минимальным моментом инерции, при этом сохраняет максимально возможное количество степеней свобод. В переводе на гуманитарный это означает, что такой организм может быстро и с минимальными энергозатратами совершать сложные движения. К которым как раз и относятся танцы и фехтование. Для удержания правильной осанки «на пальцах» нужно всего-то три вещи: голову держим как можно более прямо (она не болтается, как у тряпичной куклы), плечи отводим назад до состояния «грудь колесом», бёдра подаём вперёд, пока попа не станет как камень. Потренируйтесь перед зеркалом. Если пробивает на поржать, поржите, обматерите автора, успокойтесь и учтите – оно реально работает. Когда доведёте осанку до автоматизма и просекёте фишку, сами скажете мне спасибо под этим постом.

Действие четвёртое: аккуратно готовьте ноги и спину к большим нагрузкам. Обязательно проводите как можно более полную разминку для этих участков. Учтите, что именно на них ляжет вся «отдача» от двуручника. Руки там так, только лишь удерживают три-четыре килограмма стали в нужном положении, движение мечу всё равно задаёт весь остальной корпус. Погуляйте с бревном на плечах, побегайте трусцой вверх по лестнице. Оно поможет. Главное – без фанатизма. За год занятий мои икры разрослись так, что пришлось отдать на переделку одни из моих любимых штанов. Икры тупо не пролезали в штанины. Не задница, замечу на минуточку, а икры. Я лично такого эффекта ещё не встречал. Плюс сам корпус по функциональности стал напоминать рессору от железнодорожного вагона. Пока сдвинешь – упаришься, а сломать вроде бы вообще нереально.

Действие пятое: напрочь забудьте про рывки. Уважаемых ножевиков, шпажистов и лонгсвордщиков просьба на время работы с цвайхандером вымести все навыки, связанные с резкими движениями (то есть почти все), из памяти. Хотите жить в здоровом организме, с рабочей спиной и коленями? Тогда запомните – двуручный меч самое плавное оружие, которое Вам когда-либо встречалось. Резкость ему ни к чему, с его длиной он легко достанет любого «коротыша» сквозь любой блок, а при встрече с более длинным орудием сможет спокойно отразить удар за счёт массы и баланса. Не торопитесь! Не паникуйте! Успокойтесь! Дистанция всегда даст Вам лишние доли секунды на спокойную смену позиции (там много времени не надо).

Действие шестое: тренируем выносливость. Не силу (хотя она никому не повредит), а именно выносливость. Орудие с таким моментом жрёт крайне много энергии. Персонаж с двуручным мечом должен в идеале иметь вагон «стамины», ну или хотя бы очень экономно расходовать свои силы. Бег на длинные дистанции, плавание, велосипед, выберите что-нибудь по своему вкусу. Иначе Вы будете «сдыхать» через пару-тройку минут после начала боя (без правильной стойки – через минуту).

Действие седьмое: старайтесь совершать минимум телодвижений. Отличным вариантом будет такое движение, которое решает несколько задач одновременно: парирует, атакует, сменяет позицию и т.п. Изучайте мастер-стайл Лихтенауэра. Для двуручного меча он важен не меньше, чем для полуторника.

Что можно вынести:
1) От занятий с цвайхандером больше всего развиваются ноги и спина. Они же чаще всего травмируются. Регулярно разминайте их.
2) Крайне важна работа ног и их расположение. Иначе отдача от маха двуручем убьёт поясницу и колени.
3) Для наиболее эффективного движения с мечом (не только двуручным) необходима хорошая осанка. Она ускоряет движение и увеличивает их разнообразие.
4) Заметно растут мышцы на ногах. Укрепляется стойкость. Доппельсольднера становится всё труднее сдвинуть или заставить потерять равновесие.
5) Все движения с двуручным мечом очень плавные, в отличие от других видов оружия.
6) Носители двуручного меча очень выносливы. Пожалуй, это ключевая их характеристика.
7) В процессе боя с цвайхандером совершается минимум движений. Скорее всего, каждое движение будет выполнять сразу несколько задач.

23
Мой вопрос "можно ли придумать для цвайхандера ножны?"
Только что нашёл ролик в тему.
https://www.youtube.com/watch?v=xjURzgkCuAE
Собственно, Скаллагрим подтверждает всё, сказанное мной, плюс ещё и махает ножнами от мессера. Это конечно не двуруч, более того, даже не полуторник, но даже в этом случае доставать меч (боевой нож) из ножен не так легко и быстро. При внезапном нападении будет не очень...

24
Что мешает сделать аналогичную для двуруча? Какие принципиальные помехи?
Я уже расписал всё выше.
Как мне видится, меч, чтобы его было невозможно упаковать в подобные ножны, должен быть минимум на голову выше человека.
Неправильно видится. Не веришь - поэкспериментируй.
Мой вопрос "можно ли придумать для цвайхандера ножны?"
Придумать то можно. Толку от них нет.

25
она вполне легетимна.
ДВУРУЧНЫЙ МЕЧ в такую приспособу не упакуешь. Шед убирал туда ПОЛУТОРНИК. Эта приспособа - легитимный ответ на совсем другой вопрос: "можно ли носить мечи (вообще мечи) за спиной?", а не "были ли у цвайхандера ножны?". Разница видна?

26
А в походе их разве обнаженными носили? Никаких ножен или чехлов на клинок (до фальшгарды, понятное дело) не надевали? Ну там от ржавчины защита, от дождя и сырости, да и чтобы не порезаться невзначай тоже полезно. Не обязательно при этом такие ножны куда либо крепить, просто на плече нести не обнаженный клинок, а в ножнах.
На настоящий момент мною не найдено ни одного свидетельства о каких-либо чехлах/ножнах на клинки цвайхандеров (у полуторников ножны были, не надо путать с ними). И не то чтобы я плохо искал. Во всех виденных мною средневековых иллюстрациях, изображающих марш наёмной пехоты, цвайхандер переносится в абсолютно открытом виде, либо на плече (клинком вверх), либо с опорой на сгиб локтя (клинком опять же вверх). Из личного опыта могу заключить, что это вполне обдуманное и адекватное решение. По ряду причин:
1) При внезапном нападении, двуручный меч из положения на плече в боевое положение переводится быстрее, чем враг успеет сказать "мама". Уборка клинка в ножны или мешковину требует до минуты реального времени, чтоб его достать и приготовиться к бою. На боевом марше это чревато внезапным появлением лишней дырки в попе;
2) Мало какой транспортабельный материал может обеспечить приемлемую защиту от влажного воздуха (проверял). А тот, что может, обычно весит до черта (не забываем, что у нас тут пеший марш-бросок, каждый грамм на счету). Получается, что хоть клинок голый, хоть он не голый, на привале всё равно придётся его протирать. И смысл тогда в лишнем весе?
3) Насчёт случайных порезов работает простая ТБ, оно же этикет обращения с мечом. Если держать цвайхандер с умом, никто ни обо что никогда не порежется (проверял). А если и порежется, значит сам дурак, такому ещё и дополнительно ввалить не помешает, для профилактики. Тем более, что клинок 24/7 должен именно что быть готов кого-нибудь порезать.

Добавлено: насчёт порезов проводил простой эксперимент - натирал "лезвия" мелом, надевал тёмную одежду и давал маршем 10 километров по лесу. Если всё делать осторожно, участки натёртые мелом ни за что не задевают.

27
По такому принципу: https://www.youtube.com/watch?v=0EWi2DnDoaI
Шэд конечно хорош и креативщик он от бога, вот только есть разница между "просто засунуть меч за плечи" и "таскать его в таком положении по 20-30 км в сутки по пересечённой местности". К тому же у него далеко не двуручные мечи участвуют в видео, а так, не самые большие полуторники. Если моего Жорика упаковать в такую приблуду, он будет навершием торчать из-за плеча (и перевешивать), а своим драгоценным клинком при этом одновременно по земле скрестись. А если вдруг кочки, или через лес идти? Плюс в боевое состояние эту дуру из-за спины мгновенно не привести, унесёт к чёрту. Я лучше по старинке, на плечико. Ближе к телу, ближе к делу...

28
Начинаем махать. Кукуха

С конструкцией и историей двуручного меча разобрались. Перерывов делать не будем, переходим к самому главному, на мой взгляд, моменту освоения меча (и не только меча) – мозгам. Точнее к некоторым психологическим аспектам кукухи владельца (в миру известными, как профессиональная деформация), способным как помешать в освоении оного, так и помочь. Прежде чем махать дрыном направо и налево, обязательно утрамбуйте себе в голову весь этот раздел. В идеале тщательно обдумайте каждую мелочь. А если вы делаете персонажа с цвайхандером или ему подобными мечами, вбейте это в голову ещё и своего персонажа. А я предвижу много вопросов.

Пункт номер раз. Самый-самый номер раз. Звучит так: охраняй покой людей. Не-не, это не значит, что нужно аля Бэтмэн бросаться на борьбу с преступностью в своём районе города. Совсем наоборот, проблема в самом тебе, владельце двуручного меча. Ты сам нарушаешь этот покой одним фактом своего существования. Ведь двуручный меч даже в Средневековье штука редкая и привлекающая внимание, что уж говорить про современность. Это не простое гражданское средство самообороны, которое спокойно может носить любой цивил (сакс, тесак, мессер, газовый балончик, шокер, вставь по вкусу), а полный аналог боевого оружия штурмовых подразделений специального назначения. Когда последний раз в Вашем дворе прогуливался спецназовец с боевой модификацией «Сайги» наперевес? Вот-вот. А всё почему? Потому что наличие у человека оружия на дистанции поражения Вас оным автоматически воспринимается Вашим подсознанием как провокация. А провокация во все времена – повод для агрессивных действий.
Запомните – нельзя провоцировать людей без крайней на то необходимости. Хоть в современном мире, хоть в Средневековье, хоть в любой рпгшной фэнтэзятине. Можно огрести на ровном месте даже от гражданских или схлопотать минус к карме в качестве отложенной проблемы. И не надо потом возмущённо кричать данжонмастеру «За что меня так? Я же ничего не делал!». За это самое, думать надо было. Поэтому Ваш персонаж просто обязан отдавать себе отчёт, где и как можно ходить с двуручным мечом, дистанция вероятного поражения которого начинается метров так с семи-восьми (мы плюсуем к длине клинка пространство, время преодоления которого меньше времени подготовки к эффективной обороне). Не можете разойтись со встречным прихреневшим НПС, не сближаясь до этой дистанции? Попкой по стеночке, аккуратненько, с лицом полным спокойствия и умиротворения. И не дай Вам бог при этом резко шевельнуться, словите такое бешеное агрро… Я вот занимаюсь с двуручным мечом уже год, а в моём многоквартирном доме НИКТО даже не в курсе про моё хобби. Во избежание. Что? Хочешь потренироваться? Мечик в мешковиночку, мешковиночку под мышечку, и за гаражики, за гаражики. Что бабушка? Лопата? Да-да, мать, конечно лопата… что ж ещё-то…

Пункт номер два. В продолжение первого пункта. Звучит так: двуручный меч опасен. Прежде всего, для владельца и его окружения. Это ОРУЖИЕ кэп, причем оружие не эргономичное, в ножны его не засунешь (таких ножен нет, и никогда не было), на пояс не повесишь. Даже просто хранясь дома, он требует от владельца хорошо подумать на тему «куда бы его запихать, чтоб никто не пострадал». То же самое, но с фитильком будет на привале, в походном положении и уж тем более в бою. Владелец каждую секунду должен знать, где и как расположен его любимый цвайхандер и контролировать его. Иначе малейший расслабон и глядь, кто-то из ближних уже напоролся. Я даже не буду останавливаться на вещах, типа «хочешь посмотреть чужой меч – спроси разрешения», ибо за попытку взять чужое оружие без спроса убивали при полном молчаливом согласии любых законов. Соответственно, полученное у владельца разрешение «на посмотреть» есть полный аналог нотариально заверенного уведомления о безоговорочном доверии к Вам. Главное при этом смотреть очень аккуртно, в полном соответствии с этикетом.
Практически наверняка у каждого владельца двуручного меча есть какой-либо этикет обращения с оружием. Часто он общий для какой-либо местности, или общий вообще для всех локаций сеттинга. Причём этикет это не абстрактные церемонии, а писаная кровью техника безопасности. Пример: доппельсольднер идёт в дружной колонне своих соратников. Меч на плече, вроде всё хорошо. Мимо топает крестьянка с симпатичной попкой. Доппельсольднер загляделся, повернулся ей вслед и… сваншотил товарища по колонне торчащим из-за спины клинком. Занавес, титры. Поэтому вопросы из разряда «почему меч носят именно вертикально?» даже в голову опытным доппельсольднерам не придут. Потому что надо вот так, и никак иначе. Ибо цена подобным пренебрежениям – жизни товарищей и тебя самого. Если у Вас будет желание, могу в одном из разделов описать этикет, сформировавшийся конкретно у меня.

Пункт номер три: берегите меч, особенно клинок. Вы должны всегда помнить, что он ОЧЕНЬ ДОРОГОЙ и ОЧЕНЬ ХРУПКИЙ. Двуручный меч это ни фига НЕ ЛОМ, как бы кто ни пытался его таким представить. Это высокотехнологичное (я не шучу) оружие спецназа. Его нельзя бросать (особенно на твёрдую поверхность), им нельзя рубить дрова, его нельзя использовать в качестве рычага для открытия двери, его чаще всего нельзя хватать голой рукой за клинок (заржавеет), им нельзя задевать за предметы интерьера (долбанёте о дубовый стол, можете сломать хвостовик), лучше не оставлять рядом с открытым огнём (при попадании в пламя, может измениться химический состав клинка), не все виды стали хорошо переносят отрицательные температуры (тот же булат капитально охрупчивается). Клинок требует обязательной чистки после любой прогулки (конденсация влаги – ржавчина) и боя (кровь, грязь – ржавчина). В идеале его бы ещё и полировать (помогает от ржавчины). Переносить меч рекомендуется исключительно клинком вверх, во избежание порчи самого клинка и окружающих объектов (в современной спокойной и чистой обстановке конечно можно носить клинком вниз или вбок, но крайне осторожно).
Отдельно хочется сказать про предложения типа «А давай проверим меч на прочность?». Ответ на это должен быть один – «А давай ты пойдёшь лесом?». Отношения с двуручным мечом должны напоминать отношения с девушкой, которую ты пытаешься увести из магазина модной одежды, нужно быть твёрдым и настойчивым, но при этом крайне аккуратным и бережным. А если ты со своими девушками/мечами неаккуратен, соратников начнут посещать неприятные мысли. Ведь от твоего оружия зависит не только твоя жизнь, но и их тоже. А значит, ты относишься к себе и товарищам именно так, как относишься к своему цвайхандеру. А отсюда уже недалеко и до активизации массового оскорбления в адрес соратников…

Пункт номер четыре: восприятие людьми. Даже при соблюдении пункта один, нужно учитывать, как меняется отношение окружающих, стоит им увидеть двуруч, пусть и подобное явление для них привычно. К примеру, всякого рода гражданские, типа перекупщиков и трактирщиков (ну и маркитанток, куда ж без них) к владельцам цвайхандеров относятся двояко. С одной стороны двуруч=доппельсольднер, а доппельсольднер+удача=многаденег, то есть их можно нехило так подоить. С другой стороны, наёмник сильно зависит от удачи, и если удачи ему не выпало, то доппельсольднер и деньги становятся бесконечно далеки друг от друга. А значит, он не будет покупать, а просто ограбит или тихонько «родит» армейским способом что-либо из твоих вещей. И попробуй ему возрази, ведь он своим дрыном любых вышибал с сутенёрами впридачу размажет тонким слоем. Таким образом, работникам сферы товарообмена нужно уметь быстро и точно определять материальное состояние клиента (особенно, если он с двуручным мечом на плече). Готовьтесь к тому, что Ваших персонажей каждый раз будут чуть ли не на рентгене просвечивать, соответственно, первая реакция всегда будет из разряда «А как у тебя с финансами, боец?». Опытные доппельсольднеры про это в курсе, и стараются «разрядить обстановку» сразу бросив звонкую монету на прилавок. Это не понты ради понтов, а одновременно и понты и типа как сигнал «Всё в порядке, я при бабле, грабить не собираюсь».
Следующая категория – профессиональные военные. Для них двуручный меч (а так же внешний вид и повадки носителя) это открытая книга, по которой можно легко прочитать биографию и навыки Вашего персонажа. И если для нонкомбатантов важны в первую очередь понты (для понимания, что ты не разбойник), то люди в теме знают, что хороший двуручный меч далеко не всегда понтовый. Часто это некая блеклая невзрачная железка с явно бросающимися в глаза мелкими дефектами, НО… Даже начинающий доппельсольднер (если народу шутка зашла, дык я повторю) зачастую с одного взгляда способен углядеть за невзрачностью подлинный шедевр. Хороший меч словно бы живой, он дышит, меняется, у него могут появляться и заглаживаться морщины, но это не делает его плохим, скорее украшает и позволяет проследить «путь боевой славы». К тому же сама трудоёмкость изготовления такой длинной и качественной стальной полосы по умолчанию подразумевает крайне высокую вероятность появления незначительных следов ковки. А вот к идеально вылизанным на вид двуручным мечам как раз часто возникают вопросы – а не подделка ли это из хренового металла, снятая со стенки? К примеру, мечи из разных фэнтезийных фильмов и сериалов практически наверняка будут «с понтами», вот только нормальных рабочих эргономичных и удобных среди них практически нет. Более того, по виду зарубок на мече можно не только понять, чем конкретно его били, но и узнать уровень фехтовальщика. Матёрый боец не допускает прямых глубоких зарубок, они все косые скользящие. Таким образом, любой персонаж должен понимать, что профессиональный военный его «просвЕтит» не смотря ни на какие понты. И настойчиво пытаться пускать им пыль в глаза – путь к конфликту.

Что можно вынести:
1) Необходимо следить за окружением персонажа с двуручником 24/7 не только потому, что тебя могут убить, но ещё и затем, чтобы не давать для этого повода. Для этого должен существовать некий особый этикет взаимодействия с людьми, показывающий твои намерения (миролюбивые и не очень). Миролюбивый этикет с одной стороны обеспечивает безопасность другого лица, с другой стороны – собственную безопасность. Например, это достигается минимально допустимым расстоянием, требованием оставлять боевое оружие при входе или другими ограничениями. Фантазируйте.
2) Этикет должен быть не только по отношению к окружающим, но и по отношению к самому мечу. Технику безопасности никто не отменял, а на практике она часто переходит в некоторое ритуализированное действие: как носить, как хранить, как ухаживать и т.д. И не стоит забывать, что отношение к вооружению воспринимается соратниками, как отношение к ним самим.
3) Понты – не просто понты. Они сигнализируют окружающим, что у нас всё хорошо, с нами удача, мы не разбойники, с нами можно иметь дело и т.д.
4) Профессионалов в своём деле не обмануть. Понтами можно скрыть истину от гражданских, но собратья по делу до всего допрут практически сразу. Персонаж должен это понимать.

29
Чтобы рубить?
Полуторник или шпага с легкобронированными силами справится на порядок лучше и быстрее.
А какую-нибудь стеганку он возьмет, не напрягаясь.
Против стёганки рубящие удары как раз не так сильно эффективны. Стёганку надо резать, прокалывать или продалбывать. Полуторник и шпага в помощь.
Встать-то в стену щитов родальерос вполне могут, даже если сражаются не в строю.
Ключевой вопрос - нафига? От стрел спасаться, которых уже практически нет в те времена? От болтов и пуль рондаш защищает на дистанции метров в 100, может чуть меньше, ближе его просто пробьют насквозь.
Так я вроде про защиту двуручномечников от стрел и говорил, в первую очередь.
Их от пуль прикрывать надо. Стрелы уже кончились давно.
Я говорю про отряды родальерос
Не было никаких отдельных отрядов родальерос. Народ, Вы как будто в Тотал Вар переиграли. Не воевали в Средневековье отдельными отрядами разные виды войск. Их запихивали в общий сбалансированный строй, каждый вид вооружения выполнял в одном и том же строю строго свою узкоспециализированную задачу. Не было ни отдельных отрядов пикинеров, ни отрядов алебардистов, ни отрядов рондашеров, ни упаси боже отрядов двуручных мечников (что уже маразм). Все дружно сидели в одном строю. Слушали капитана и молились, чтоб ядро не прилетело.
родальерос, которые действуют перед строем пикинеров или на флангах.
Родальерос перед строем пикинеров - халявные фраги. Их просто расстреляют из аркебуз, мушкетов или чего похуже. На фланге в принципе тоже. Их прятать нужно, чтоб натравить в нужный момент на ослабший строй, а не выводить в отдельные отряды на убой.
Я так полагаю, что если бы английский йомен притащил вместо лука арбалет, то на него бы как минимум странно посмотрели.
Да всем пофиг было. Пришёл? Пришёл. Стреляет? Стреляет. Ну и всё. Может он с арбалетом на охоту ходит. Определили в нужную точку строя и всего делов.
Я не говорю, что вооружение было полностью унифицированным, но и совсем уж на самотек это дело не пускали.
Не ну если у капитана есть лишние деньги, чтоб снабдить йомена нужным капитану оружием, йомен только рад будет. Любое удовольствие за Ваши деньги.
То есть все утверждения про их использование для прорыва построений пикинеров - миф?
Не все, большая часть. Но не все. Я про это ещё расскажу отдельно.
Я же сказал "от атаки" - с саблями или полулансами она налететь никак не может?
Лёгкая конница? На организованный строй? С саблями и полулансами? Ей жить надоело? Бросать лёгкую кавалерию на организованный строй - самоубийство. Вот если строй предварительно разбили и противник в беспорядке отступает, тогда да, лёгкие кавалеристы нашинкуют тушёнки на всю зиму, тут она вне конкуренции. Но если строй стоит, пехота этот удар лёгкой кавалерии даже не заметит. Так, кровь с пик и алебард стряхнут и дальше курить будут.
Родальерос с одноручными мечами от кавалерии отбиваться явно сложнее. Зато как щитники они как раз могут двуручномечников от обстрела прикрыть.
Двуручным мечникам от стандартной кавалерийской атаки линией отбиться ничуть не проще, чем рондашерам. Стопчат нафиг. Утверждения про остановку кавалерийских атак двуручными мечами тот ещё миф.

30
Ну, какую-никакую стенку щитов "аля-викинги" построить можно, я полагаю.
Шилдвол "аля викинги" служил в первую очередь для защиты копейщиков от стрел. В плотном рукопашном бою он нафиг никому не нужен.
А двуручномечники встанут во втором или третьем ряду. Все лучше, чем стрелы на грудь принимать, пусть даже грудь и в доспехах.
Второй ряд любой баталии занимают те же пикинеры, что и в первом. Их задача держать соперника на дистанции, а цвайхандер там нафиг никому не впёрся. В третьем ряду тусуются алебардисты, приземляющие пол-кило стали на шлемы особо шустрых врывателей в строй. Двуручный меч, даже самый длинный, из третьего ряда ни до кого нормально не достанет, то есть тут он тоже нафиг никому не нужен. Для подобного вооружения в строю вообще место найти крайне трудно.
Если бы дело обстояло так, никаких видов войск и в помине бы не было, а армии состояли из разномастного сброда с каким угодно оружием.
ТЫ НЕ ПОВЕРИШЬ!!!
Обычно все-таки старались унифицировать вооружение, насколько это было возможно.
Унификация прерогатива сильной государственной власти, занимающейся обеспечением каждого бойца ЗА СЧЁТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ. Если такой системы нет, про унификацию можешь забыть.
да и выйти из-за щитов вперед во время атаки двуручномечники могут.
Двуручники на острие атаки - бред. Они там сдохнут почём зря.
прикрыть щитников от атаки легкой конницы, например.
Как ты себе представляешь процесс прикрытия двуручным мечом кого-то от лёгкой (чаще всего стрелковой) кавалерии, которая ближе 10 метров к строю не приближается.

Страницы: 1 2 3 ... 6