Здравствуйте, Гость

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Сигурд

2
1) http://www.pravda.ru/science/eureka/inventions/20-01-2010/1008837-shells-0/  (https://40.media.tumblr.com/b2f6bfedde9932e1463def828996e828/tumblr_mwkdd53e961qakv02o1_500.jpg
http://assets.inhabitat.com/files/2010/01/snail1.jpg)
2) http://futureblog.ru/technologies/military-tech/sverxprochnyj-kompozit-sozdan-blagodarya-raku-bogomolu.html
3) http://lenta.ru/news/2015/02/18/limpet/
4) http://www.infoniac.ru/news/Pautina-v-10-raz-prochnee-kevlara.html


Итого, используя губчатую и волокнистую структуру подкладки, а также крупные пластины панциря и мелкие чешуйки на сочлениях, аналогичные моллюску;
 Панцирь и чешуйки с макроструктурой ударной клешни рака-богомола и микроструктурой зубов морских блюдечек;
 В качестве скрепляющих волокон - аналог паутины паука дарвина (паутина близка по структуре с волокнами соединительной ткани).
Вуаля, чешуя дракона готова!)))

3
Кунсткамера / Про Обаму
« : Декабря 04, 2015, 23:18 »
https://www.youtube.com/watch?v=mumRqa6ZVc0&feature=share


(надеюсь это здесь еще не запрещено?)

4
Общий форум по НРИ / Вопрос по battletech
« : Ноября 12, 2015, 01:00 »
Кто-то в курсе системы? Я тут, интереса ради, заглянул в рулбук, а именно правила по инициативе. И там написано, что проигравший инициативу ходит первым. Разве перавым должен ходить не выигравший инициативу?

5
Вопрос чисто любопытства для - возможен ли гибрид танар'ри и баатезу? :D

6
PC / Console / Ранги в "асасин крид2"
« : Августа 05, 2014, 23:29 »
Маленький вопросец. Если я правильно понял в АК2 стражники помимо специализаций (брут, ловкач...) имеют ранги - рядовой, лидер, капитан. 1) Я правильно понял что эти ранги может иметь стражник любой специальности? 2) Они дают какие-то механические бонусы? 

7
Жизнь / Поздравления с 2014
« : Декабря 31, 2013, 14:59 »
Еще нет темы с поздравлениями? :O Ну тогда я начинаю ;)

С новым годом! Пусть следующий год будет счастливее предыдущего!;)

 З новим роком! Нехай наступний рiк буде щасливiше попереднього!;)

8
Хотелось бы выяснить истоки такого явления как зеленые орки/гоблиноиды. Насколько я слышал впервые они появились в Вархаммере ФБ, в 83. Но в том же году вышел фильм "возвращение джедая", в котором была представлена расса гаморреанцев - http://the-old-republic.ru/uploads/posts/2011-11/1320483211_3.jpg (я не уверен, но не исключено что на дизайн этих свинолюдов таки повлияли орки из ДнД). Могли ли эти зеленые космоорки повлиять на выбор цвета орков вахи?

Другой вопрос, как быстро такое представление распространялось? Сейчас орки уже прочно ассоциируются з зеленым цветом, но когда это началось? Например, серия Might and Magic появилась в 86, там уже тогда были зеленые орки?

Также слышал что гоблиноиды зеленого цвета упоминались в фолклоре уже лет восемьсот назад, но подтверждения мне найти не удалось...

9
Warhammer FRP/40kRP / [40k] вопрос нуба о эльдарах
« : Октября 20, 2012, 03:34 »
Вопрос по поводу вот этой фразы:
 "Эльдар© — раса эльфоподобных ксеносов, единственных сколько-нибудь похожих на людей (по свежему бэку — общий предок, так-то!)." (Отсюда http://lurkmore.to/%D0%92%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D1%80-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%AD%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8B )
Источик, сами понимаете, тот еще, потому хотелось бы выяснить, верно ли это утверждение, что это за общий предок, и, собственно, откуда инфа?

10
Старые редакции (А)D&D / небольшой вопрос
« : Сентября 21, 2012, 10:41 »
Вот здесь http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/BladeSpam нашел это:

"This is the default mode of attack for high-level Weapon Masters (a warrior Prestige Class kit) in Dungeons & Dragons. Able to fight equally well with both hands and using the attack/round tables of a Bare-Fisted Monk, a level 16 Weapons Master gets 6 strikes per round (about 10 seconds) with a single weapon, 12 when Dual Wielding, and you do not want to get in her way when she's buffed with Haste. "

Это откуда такое чудо? На найденный мной кит кенсай совсем не похоже...

11
Оказаться файтером 20 нельзя, им можно стать.
Это великий воин чьи подвиги бесчисленны а слава всемирна
+
Очевидно что благодаря большой острожности и общей разумности в выборе противников.
В ДиД за бой с более слабым противником опыта много не дадут (если вообще дадут). В реальности, нельзя развить мастерство, сражаясь с неумехами.
 Адекватное столкновение в ДиД, предполагает вызов, тоесть риск. Опять же, без настоящего риска не будет и славы.
Стоит вспомнить что, например, для варблейда подвиги и слава - основная мотивация. Для варваров слава - мерило социального положения. Также не стоит забывать, что это всетаки героика.


12
История / По поводу кельтов
« : Июня 18, 2012, 10:40 »
Данный вопрос возник при чтении описания "битвы у Граупийских гор". Битва сама по себе интересная, но в данном случае интересно другое. Описывая эту битву Тацит мельком, совершенно мимоходом, бросает такую фразу:
"Ac primo congressu eminus certabatur; simulque constantia, simul arte Britanni ingentibus gladiis et brevibus caetris missilia nostrorum vitare vel excutere, atque ipsi magnam vim telorum superfundere"
Сопоставив 5 версий (2 русских и 3 английских) перевода этого предложения, получаем такой результат: "Началось все с боя на дистанции, притом бриты, со стойкостью и искусством своими большими мечами и маленькими щитами отражали наши снаряды*, В ответ осыпая нас дождем снарядов* "
(*слова missilia и telorum означают метательные снаряды вообще, от пращных пуль, до снарядов балист. В данный период (83 н.э.) римляне использовали довольно разнообразный арсенал снарядов, одних только дротиков было минимум 3 вида, + пращники и лучники)
Обычно этот отрывок интерпретируют так: передние несколько рядов отражали снаряды римлян, а задние стреляли в ответ. (Бриты имели преимущество высоты, что затрудняло римлянам стрельбу навесом)
Собственно, вопрос в том, действительно ли Тацит имел в виду именно отражение мечами дротиков (и стрел?). Латынью я не владею, а онлайн переводчики тут не очень помогают. vitare означает избегать, что обычно означает "уклонятся", но как можно уклонятся с помощью мечей и щитов? excutere - обсуждать (?), стряхивать, избавляться.
Следует сделать два дополнения.
1) Щиты островных кельтов в основном описываются как довольно небольшие, на местных изображениях они тоже невелики, а единственный сохранившийся бриттский щит представляет собой прямоугольник 50Х30 см. Просто закрытса таким от града дротиков невозможно. 
2) В ирландском эпосе о фиане (легендарной внеклановой воинской дружине), среди вступительных испытаний есть и такое: "человек должен быть помещён в земляную яму по пояс глубиною, со щитом и ореховой палкой длиной в локоть (пр. ирландцы предпочитали короткие мечи, около полуметра). Девять воинов должны напасть на него с расстояния в десять борозд и одновременно метнуть свои копья. Если не сумеет он оборониться и хотя бы одно из копий заденет его, – не быть ему принятым в фиану.". Щиты у ирландцев такие же как и у бриттов, даже половину тела не прикроеш. Да и не выдержит щит прямого попадания с близкого расстояния. С другой стороны, в ирландском эпосе упоминаются отводы ударов кромкой щита.

Ну, что думаете?  :nya:

13
История / псевдоистория
« : Ноября 10, 2011, 11:36 »
Извиняюсь, наболело.

В 19 - начале 20 века был определённый период когда комплексный анализ данных развившейся археологии и критический анализ источников привели к тому что официальная история оказалась... ну, не совсем верной. Открытие "выдуманной" Трои, "поддельные" рисунки пещеры Альтамиры. Горячие энтузиасты буквально переворачивали историю. Но те времена прошли. Сейчас иногда случается что историк-любитель высказывает интересную гипотезу, сопоставив ранее не сравнивавшиеся факты, или рассматривая их чуть под другим углом. Такое бывает редко. Зато инерция осталась. Многие до сих пор считают что современная историческая наука  ничем не отличается от науки 19 века. И развелось множество псевдоисториков, заявляющих - все историки идиоты, один я умный, я всё знаю. Всякие альтернативные теории, одна другой дыбильнее. Притом возникают в основном потому, что "исследователь" "обьясняет" противоречие или неточность в "официальной" версии истории. А точнее той её части, которую раскопал в дешевом научпопе. А покопаться глубже разумеется слабо. И ошибки в школьных учебниках выдают за ошибочность всей исторической науки. И чем дальше тем хуже. Уже начали ссылаться друг на друга, как на настоящих исследователей.

Оно конечно, ничего с тем не зделаеш, общественное мнение всё еще инертно, а невежество в фаворе. Но всё равно обидно. :(

15
Юмор / пару прикольных песен
« : Июля 24, 2011, 23:27 »
Может кто их еще не слышал...


Один ок Тор, Фригг ок Хель
Эгер ок Локи, готт ок вэль.

Вся Дания, Гренландия, или Норвежский фьерд
И Свея и Исландия - один большой народ.
И бог - Один, и мать у нас одна
Во имя Фреи рубят шеи волки одинА.

--||--

Мы рождены на зависть всем под Ворона крылом,
И ловко мы орудуем веслом и топором.
Рогатый шлем, густая борода.
Нас знают дюны Балтики и скалы Винланда.

--||--

Привыкли в битвах мы валькирий щупать за бока.
Мы не живём с соседом в мире - мир для слабака.
Война, война, развратна и хмельна.
Берсерки мы, страшней чумы - мы волки одинА.

--||--

Мы воины, нам женщины нужны лишь до поры.
Коль жёны - шлюхи, то мы в них метаем топоры.
Ой-е, жена, бледна, как белена.
Без лишних слов - сдесь нет козлов - мы волки одинА.

--||--

Уж если сели жрать и пить, то пьём до тошноты,
А если нечем закусить - тогда грызём щиты.
Уж лучше хрен, чем вовсе ни хрена.
Мы не гурманы - мы Норманы, волки одинА.

--||--

Когда ж пиры нам по ***, мы от тоски хандрим,
То строим шведскую семью, то разрушаем Рим.
С похмелья любим земли открывать,
Чтобы лет через пятьсот Колумба обломать.

--||--

И римских цезарей Орёл, и гальский Петушок,
И Бритский Лев, и Змей монгол, и ладожский Рарок
Познали мудрость Ворона сполна,
И ярость белых скандинавских волков одинА.
---------------------------------------------

Был холодный мордорский вечер
Я пошел бродить в дурном настроеньи...
Только вижу: вдруг летят мне навстречу
То ли нАзгулы, а то ли виденье.

Тут же небо покрывается мглою,
Только вот причем тут я, в самом деле?
Отчего ко мне несутся стрелою
То ли назгулы, а то ли виденье?

Я ту ужасную картину передать не могу,
Но не забыть того кошмарного дня!
Я оглянулся посмотреть, не оглянулся ли назгУл,
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я.

И глаза горят углями во мраке,
Сотрясает воздух крыльев движенье.
Я бежал, за мной гнались, как собаки
То ли назгулы, а то ли виденье.

Очень скоро я упал, обессилев,
В жутком страхе, видя из приближенье.
- Ты тут Фродо не видал? - вдруг спросили
То ли нАзгулы, а то ли виденье.

Я ту ужасную картину передать не могу,
Но не забыть того кошмарного дня!
Я оглянулся посмотреть, не оглянулся ли назгУл,
Чтоб посмотреть, не оглянулся ли я.

Я живу теперь и тихо, и складно
В комфортабельной норе в Средиземье.
Лишь тревожат в сновиденьях кошмарных
То ли нАзгулы, а то ли виденье.

Я припомнив встречу ту, содрагаюсь,
Но вздыхаю вновь и вновь с облегченьем.
Слава Эру, что тогда обознались
То ли назгулы, а то ли виденье!
----------------------------------------

Как-то, помню, в наш колхоз
Кто-то с города привез
Много книжек интересных.

И одна из них была
Нам особенно мила -
Написал её Профессор.

Не о формулах чудных,
Не о спутниках земных,
Не про синусы и дроби,

А про то как на заре
Просыпается в норе
Страшный зверь
По кличке Хоббит.

Вот и начал я мечтать:
Хорошо бы гномом стать
И пахать в колхозе горном.

Брат за хоббита сойдет,
А жена как эльф поет,
Ну а теща просто Горлум!

Вдруг из погреба на двор,
Взяв одной рукой топор
А другой сжимая вилы,

Вышел старый Никанор.
Говорит: "Я Феанор,
Отдавайте сильмариллы!"

Тут такое началось:
Разделился весь колхоз -
Кто за темных, кто за светлых.

В ту же ночь какой то гад
Написал "курум-казад"
На воротах сельсовета.

Стало дыбом озерцо -
Там всевластия кольцо
Дружно ищут пионеры.

Решено голосовать,
Чтоб переименовать
Наш колхоз в "Заветы Эру".

Агроном промеж полей
Хочет вместо тополей
Посадить телперионы

Мы на "квэнье" говорим,
Вместо мата - "синдарин", -
Там такие идиомы...

Взяли Ленина портрет,
Подписали "Элберет" -
И давай ему молиться.

Возникает лишь вопрос:
Раз так вставило колхоз,
Что же в городе творится?!
------------------------------------------

Угадайте, кто мы, где берут таких?
Мы не из дурдома, мы - ролевики.
Носится с кликухой эльфа-мужика
Страшная толстуха в роговых очках. х2

Лыжи и лопаты пустим на клинки.
Мы не психопаты, мы - ролевики.
Спотыкаясь храбро, скачет рыцарь в бой
На лихой на швабре с конской головой. х2

Хлам железный втиснем в наши рюкзаки.
Мы не мазохисты, мы - ролевики.
Украшенье хрупкой девицы-красы -
Под кольчужной юбкой латные трусы! х2

Вместо чащи леса - ровные пеньки.
Мы тут строим крепость, мы - ролевики.
Эльфы, гномы, орки, плюнув на игру,
За бутылкой водки русский рок орут.
За канистрой водки русский рок орут.

Дики наши орды, толпы велики.
Заявляем гордо: мы - ролевики.
Если интересно, чем же мы круты -
Мы ответим честно: не пошел бы ты? х2
---------------------------------------------------

Я, наверно, встал не с той ноги.
Только взялся вспомнить пару песен старых -
Вдруг пришли откуда-то враги.
И они сожгли мою гитару!

Мне, конечно, это не впервой -
Я тотчас достал гитару запасную.
Но враги опять пришли толпой
И гитару в печку запихнули!

Так погибло пять моих гитар
Или шесть - со счета сбиться тут несложно.
Из резерва вынул я дутар,
Но его враги спалили тоже!

Я в сердцах достал аккордеон -
И его сожгли бездушные злодеи!
Взял кларнет - он тоже был спален.
Ну и на фиг - я им не владею!

Но потом враги сожгли и мой рожок,
Клавесин, виолончель и два гобоя.
С горя начал я свистеть в свисток,
Только он вдруг вспыхнул сам собою!

Боль потерь, конечно, не забыть,
Но отчаиваться тоже я не стану:
Менестрелем мне не светит быть,
Так пойду в пожарную охрану!
----------------------------------------------

Шел Саурон по лесу
И встретил эльфов отряд.
Кто ваша мама и папа?"
с ухмылкой спросил у ребят.

"Мама - Гилтониэль,
Папа - бочонок эля!"
"Мама - Гилтониэль,
Папа - бочонок эля!"

Все они в зеленых одеждах -,
В основном высокого роста .
Хотел Саурон пройти мимо,
Но это было непросто,

"Мама - Гилтониэль,
Папа - бочонок эля!"
"Мама - Гилтониэль,
Папа - бочонок эля!"

Очень весёлую шутку
сыграли с Сауроном ребята.
Обсыпали густо мелом,
Называли его "проклятым".

(в другой версии-
"...
Водили с ним хороводы,
Заставляли славить Варду"

"Мама - Гилтониэль,
Папа - бочонок эля!"
"Мама - Гилтониэль,
Папа - бочонок эля!"
----------------------------

Мне пел, нашептывал премудрый Митрандир
Мол попадешь с колечком в передрягу...
Скорми его слону, спусти в сортир
Или отдай какому-нибудь магу.
А в небе синем назгул уж парил
И Черный Властелин в Мордоре злился
Какой же я, внвтуре, был дебил,
Когда в Раздол с колечком заявился.

А там допрос и прочая фигня,
Ведь я не знал, какие эльфы .......
Еще на свете не было меня
Когда кольцо украл мой подлый дядя

Ах, дядя Бильбо, ты мне обещал,
Что враз заменишь маму мне и папу.
А сам такую пакость завещал...
Во удружил, ворюга шерстолапый!

Во мраке черном Черный Властелин
И остальная черная зараза.
Кольцо со мной. Но что мне делать с ним?
Зачем его не выбросил я сразу?

Мне снятся эрутические сны,
И орки недоделанные эти...
Им все на этом свете хоть бы хны.
Ну откуда у таких берутся дети?

Эх, дядя, дядя ... много лет назад
Зачем кольцо не бросил Смогу в морду?
Ну зачем ты с гномами орал: "Барук казад"?
Ах, ты был пьян?!... а мне тащиться в Мордор..

Ну я пойду. А кто пойдет со мной?
Три недомерка, буйный гном, бродяга,
Маньяк из Гондора, и эльф полуживой,
Плюс пиротехник, что косит под мага...

Чем за собой вести такой отряд
Уж лучше на Меллорне удавиться.
Но эти, слишком умные, велят
Идти с Кольцом в Ородруин топиться...

Эх, дядя, дядя... ты конечно гад...
И Элронд гад, хоть и похож на лорда.
Ведь тот Элронд был несказанно рад,
Найдя причину Митрандира сплавить в Мордор...


16
Оптимизация персонажей / идея
« : Мая 23, 2011, 01:36 »
Такая вот идея возникла (так как игрового опыта 0, прозьба сильно не бить):

лесер дроу Визард-некромант 3/клерик 3/ мистик теург 10/ ятринши 3/ дуртан 1 (переделанная под 3.5 по аналогии с хатран)

Идея возникла из предположения что дуртан конвертируя подготовленный спел использует его кастер левел. Естественно все слоты заполнены некромантскими спелами.

Екстрим вариант (при очень добром ДМе):
Визард-некромант 3/клерик 3/ мистик теург Х/ тру некромансер (3.0!) 1/дуртан 1/ хамелеон 1-5

Ну как? Не очень криво? :nya:

17
Это моя статья, написанная в ответ на засилие довольно глупых, но распространённых стереотипов. Если комуто будет интересно, большая просьба оценить статью.
ПС. так какстатья написана в основном на основе научно-популярных, а не научных источников, могут встречатся неточности. Так как статья в процессе доработки, уточнения приветствуются.

          Интересно что многие всерьёз воспринимают историю про разрушение Рима вандалами. Это миф. Во-первых, к моменту прихода вандалов большая часть исторических памятников развалилась вполне самостоятельно. Римляне были очень практичны, а следить за памятниками старины невыгодно. Во вторых - во время ограбления Рима вандалами ни один житель и ни одно здание не пострадали. В основном потому что им никто не сопротивлялся. Вандалы просто тихо вошли в город, позабирали ценности, сколько смогли унести (в том числе много книг, в основном по тактике и стратегии), увели пару тысяч пленников, и спокойно ушли. Пленников держали в хороших условиях, а потом отпустили за выкуп. Кстати, дочь одной знатной пленницы позже вышла замуж за сына вождя, организовавшего набег. А слухи о жестокости вандалов и разрушении Рима пустили несколько ограбленных вельмож. Поэтому когда вы слышите как хулиганов называют вандалами, всегда просите не оскорблять вандалов. Они были вполне цивилизованными людьми.
         Стереотип первый - "немытые варвары"
          Очень часто в литературе при описании варварских народов упоминается повальная грубость быта и сплошная антисанитария. Мол, варвары моются только когда попадают под дождь итд. В германском языке один из синонимов варвара буквально переводится как "нечёсаные". Что звучало очень забавно, когда археологи в захоронении древнего германского "нечесаного" обнаружили 6 расчесок.
Также, некоторые историки, узкие специалисты по античным цивилизациям, а в след за ними и популярная литература, выставляет в противовес "варварской" антисанитарии римские общественные бани. При этом не уточняя, что находились все эти бани в элитных районах, куда большую часть населения городов не пускала стража (не говоря уж о сельской местности). А также, далеко не всегда вспоминают что римляне не умели делать мыло. Поэтому чтобы смыть грязь они обмазывались оливковым маслом, а потом специальной палкой это масло с себя соскребали.
            Естественно от такого "просвещения" многие решили, что варвары вообще не мылись. В то время как и археология, и сохранившиеся письменные источники говорят об обратном. Известно что кельты регулярно посещали бани, и естественно умывались каждый день (что и понятно). И, что характерно, кельты умели делать мыло, и пользовались им. Почему римляне, завоевав галлов, не переняли такое простое изобретение трудно объяснимо. Хотя возможно они просто были слишком горды чтобы пользоваться варварским изобретением (что почему-то не мешало им копировать варварское оружие).
            В другую эпоху, другие варвары - а именно викинги* - в представлении ограбляемых ими англичан и франков являлись сущими дикарями. Потому многие современные авторы (а за ними - режиссеры и игроделы) наделяют их истинно дикарскими чертами - их описывают как грубых необразованных людей, соответственно немытых, лохматых и нечесаных, выряженных в лохмотья, если не в шкуры... В то же время, если внимательно почитать те самые английские летописи, где их и называют дикарями, вырисовывается совсем иной образ. В частности, о викингах переселенцах летописец говорит что они, мол, понаехали тут, устраиваются жить по своим чужеродным обычаям. И они, сволочи, всех красивых девушек у наших парней подбивали, потому что, видите ли, эти викинги через день ходят в баню, расчёсываются и подстригают бороды ( по контексту, сами англичане всем этим не занимались. Да и франки тоже). Если же заглянуть в скандинавские саги (в которых скандинавы достаточно достоверно описывают свою повседневную жизнь) выясняются и другие подробности. Например, что скандинавы всегда мыли руки перед едой, чего те же англичане и французы не делали еще 3 столетия после "оцывилизовывания" викингов.
И помимо элементарной гигиены, варварские народы заботились о внешнем виде.
        Кстати, только в Скандинавии и у славян в тогдашней Европе были нормальные туалеты. А также только они чистили зубы.
        Стереотип второй - "варвары в шкурах"
        Часто в кино различные варварские народы (галлов, викингов...) "одевают" в какие-то драные грубые лохмотья, например в сшитые обрезки шкур или одежду из грубой серой ткани. В общем бомжи бомжами. А цивилизованные люди там в основном щеголяют в белых ризах, или иных роскошных костюмах. И если, например, в фильмах о римлянах (см. "Юлий Цезарь и война с галлами") это объясняется законами жанра (они ж там плохиши), то в фильмах о варварах более чем странно. Также бывают весьма забавные ошибки в этой области: реконструируя одеяние викинга с пластинки нашлемного украшения (2х2 см, если не меньше) предположили что он одет в одну "шкуру" до середины бедра. Долгое время и на картинах, и в кино их изображали в такой одежде. Хотя почти сразу же выяснилось что это ошибка - на пластинке викинг был одет в кожаные лосины, и куртку, которую из-за малого размера рисунка не удалось нарисовать в масштабе, и в результате приобрела вид мохнатой шкуры. Интересно, как эти художники/режисёры представляли себе ношение такой одежды в северном климате?
          Также существует традиция при изображении викингских набегов наряжать их в такие же грубые наряды монотонных тусклых цветов - чтобы придать дикарский вид. В то же время археология и летописи говорят о другом. Во-первых, скандинавы не любили блеклых цветов. Природа севера большую часть года весьма монотонна, поэтому понятно их стремление к довольно ярким, даже пёстроватым, цветам в одежде. Кроме того, на одежде всегда вышивались племенные знаки и узоры-обереги. Скандинавская вышивка тех времён очень красива. Кроме того, все кто мог себе это позволить, носили украшения. И в качестве амулетов, и как знаки богатства, и просто для красоты. Воины носили украшения как знаки своих побед, и для провокации противников - чем больше золота, тем больше врагов будут пытаться его отнять, и соответственно, тем больше славы может получить воин в случае победы. И если в компьютерных играх викингские украшения изображают толстыми и грубыми, то в реальности археологами были обнаружены весьма изящные произведения местных мастеров. Достаточно просмотреть изображения этих вещей чтобы убедится.
              Одежда викингов была отнюдь не так примитивна как её часто изображают. Например в сагах упоминается плащ с рукавами и застёжками по всей длине (проще говоря пальто), штаны с петлями для ремня (почти современного вида, а не обвязанные верёвкой как некоторые считают), платье с вырезом на груди (декольте)... А также в Дании была обнаружена гробница 18-ти летней девушки, мумифицированные останки которой были одеты в топик и мини-юбку. Проще говоря, одежда их не сильно напоминала те обноски которые обычно ассоциируются с "тёмными веками".
             Другие варвары, а именно кельты, также заботились о своей внешности. Например: кельты по большей части склонны к тёмным волосам, но считают наиболее красивыми светлые, и благодаря этому стали одними из первых изобретателей краски для волос. Также извесно что они самостоятельно изобрели косметику. Так, один римский поэт упрекает свою девушку в том, что та, подобно варварам-галлам, пользуется косметикой. Естественно гордые римляне считали зазорным перенимать обычаи каких-то варваров, но римлянок это похоже мало волновало. Сохранилось мало подробностей об этом, но известно точно что кельтские девушки делали себе маникюр - в древней ирландской саге девушка описывая своё горе, говорит "в пурпур не крашу ногти".
            Кельты вообще были большими эстетами. Даже в бою они считали эффектность не менее важной чем эффективность. Поэтому многие из них шли в бой в красивых, нарядных одеждах, без шлемов (чтобы не закрывали модную причёску), или в декоративных разукрашенных шлемах, и с такими же декоративными, богато инкрустированными щитами. А колесницы племенных вождей бывало сплошь покрывали золотыми и серебряными пластинками, изрисованными искуснейшим сложным узором.
           По некоторым причинам к концу эпохи античности исконно кельтская культура сохранилась только в Ирландии, и частично у других островных кельтов. Часто в статьях, описывающих раннее средневековье, можно прочесть о убогом существовании, грязи и болезнях. Так оно и было. В западной и южной Европе. Крайний кельтский запад, Скандинавию и восточную Европу (в последних 2-х пунктах была весьма схожая культура, так что я не буду повторятся), в таких описаниях обычно не учитывают. И многие, по незнанию, считают эти земли дикарскими.
           Стереотип третий - "дикие/неграмотные варвары"
          В литературе и кино варвары часто изображаются дикарями, живущими в грубых шалашах, и влачащих убогое, примитивное существование. Понятно, что ни про какое образование или культуру речи вообще не идёт. Иногда авторы подчёркивают их варварскую "суровость" презрением к учёности и утончённому искуству.
          Что же по этому поводу говорит история? Про античных кельтов тогдашние авторы говорили следующее:
"В речах они немногословны и иносказательны, зачастую прибегают к преувеличениям, чтобы возвысить самих себя, а других - унизить, привыкли угрожать, бахвалится и превозносить самих себя, однако умом остры и к обучению склонны" Диодор Сицилийский.
"Если же их убедить, то они легко доступны соображениям пользы, так что способны воспринимать не только образование вообще, но также науку" Страбон.
"Говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях, именно в общественных и частных записях, они пользуются греческим алфавитом" Цезарь о друидах.
          (Следует учитывать, что античные авторы отнюдь не стремились перехвалить кельтов). Итак, мы видим что кельты вовсе не были тупыми дикарями. Хотя большая часть их литературы и науки (по крайней мере континентальных кельтов) утрачена, так как религиозные табу запрещали записывать их. Хотя купцы и высшие слои общества похоже были грамотны, наука была устной, и передавалась из уст в уста на протяжении столетий. На континенте эта преемственность была уничтожена римлянами вместе с друидами. На британских островах она частично сохранилась до тех пор, пока её все-таки решили записать. Объем этой информации просто огромен, учитывая то, что её запоминали наизусть. Сохранившиеся образцы включают множество литературных произведений, а также очень продуманные своды законов. Язык их произведений сложен и эмоционален, а законы очень грамотно составлены, и учитывают множество деталей (правда специалисты отмечают что написаны они в очень запутанной манере. Считается что это - суб-язык касты юристов - филидов. Также в литературе посвященные в этот "язык" используют его чтобы избежать подслушивания).
          Основу кельтской интеллигенции составляли друиды. В основном они набирались среди аристократии, и проходили специальное многолетнее обучение в друидских академиях. Известно что вся аристократия кельтов проходила хотябы начальное друидическое образование. В специальных учебных заведениях обучались также филиды и барды. Учёные люди в обществе кельтов очень уважались, их защищал закон, и везде их ждал тёплый приём. Друиды были не только жрецами, но и преподавателями, историками. Были друидические общины, специализирующиеся на экономике, медицине, астрономии.
          Кельты пользовались античной письменностью, но перед принятием христианства в Ирландии появился и чисто кельтский алфавит - огама. Огамическая письменность использовалась в основном для ритуальных целей.
          Викинги также часто описываются как необразованные дикари, нападающие на просвещённую Европу. Иногда им даже приписывается ненависть к грамотности. Это при том, что сама западная Европа тогда была необразованной. При том что основное её население - бывшие германские племена, часть из которых уже имела тогда собственную руническую письменность, с принятием латинского алфавита и нового образа жизни их образованность пережила упадок. Грамотными были в основном только монахи, а короли не умели даже подписываться.
          В Скандинавии же обнаружены сотни погребальных рунных камней того времени, а также множество предметов обихода и оружия с руническими надписями. Также в сагах упоминаются письма и другие записи, вырезанные на деревянных дощечках.
         Уровень грамотности среди викингов был выше чем в ограбляемой ими Европе. И они этим гордились! Грамотность у них числится одним из наиболее полезных умений. Кроме того, викинги были довольно любопытны, и много путешествуя, они привозили домой сведения о далёких землях и делах давно минувших дней. Например о троянской войне или прошлом Рима. А также многие научные знания. К концу эпохи викингов скандинавские страны (особенно Исландия) стали одним из центров культуры и науки. Будучи весьма любознательным племенем они и сами многое узнали. В особенности о таких насущных вещах как морская навигация и медицина. Они изобрели достаточно точные приборы для измерения времени и широты (измерение долготы, учитывая быстроходность их судов, было без надобности). На берегах Норвегии есть рунический камень, надпись на котором говорит, что проплывя от него строго на запад, можно попасть в такую-то бухту в Гренландии. И действительно, та бухта находится строго на запад, с точностью до долей градуса.
           Также у скандинавов была развита и медицина (особенно врачевание ран). В сагах упоминаются династии знахарей, передававших знания из поколения в поколение, и накапливающих опыт долгие годы. И результаты были весьма ощутимы. Известно даже о хирургических операциях, например о удалении камней из брюшной полости (пациент, что характерно, выжил).
           Примечательна также история одного батрака. Звали его Одди, он нанимался рыбаком, а в свободное время любил смотреть на небо, наблюдать за движением солнца, луны и звёзд. За это его прозвали Звёздным Оддом. Свои наблюдения он записывал, проводил расчеты, составлял таблицы движения светил, и продавал их корабельным штурманам. Часть его записей сохранилась. Их анализ показывает довольно большую точность и сложность расчетов. Звёздный Одди сейчас считается величайшим европейским астрономом своего времени.
Также викинги самостоятельно разработали календарь, состоящий из 365 дней, и путём многолетних наблюдений изобрели високосные года. Они составляли весьма точные календари на многие годы вперёд, вплоть до нескольких столетий.
          У викингов очень уважались ораторское искусство и, особенно, поэзия. Сохранившиеся скальдические стихи весьма примечательны. Помимо весьма сложных систем рифмования и стихотворных форм, они использовали и уникальную систему созвучия. Кроме того, они любили в стихах использовать различные иносказания - кёнинги. Кёнинг представляет собой замену одного слова словосочетанием, часто содержащим ссылку на мифологию или историю. Например "черепицами Вальгаллы" именовались щиты (Вальгала - пиршественный зал для умерших героев, черепицей которому служили щиты). Бывали и двойные кёнинги, например "змея тетивы" - стрела, "метатель стрелы тетивы" - воин. А бывали и 6-ти (!) кратные кёнинги - "метатель огня вьюги ведьмы луны коня корабельных сараев". "Конь корабельных сараев" - корабль, "луна корабля" - щит, "ведьма щита" - секира, "вьюга секиры" - битва, "огонь битвы" - меч, "метатель меча" - воин. Все это служило своеобразной интеллектуальной игрой - слушатели должны были понять что имел в виду автор.
         Хотя поэзию скандинавы и записывали (сначала на дощечках, позже на пергаменте) лучшие поэты запоминали всё наизусть. Многие из этих скальдов запоминали сотни своих и чужих стихов. Некоторые также были знамениты умением слагать стихи находу, буквально говорить стихами. Считалось очень престижным для любого вставлять в речь сочинённые на скорую руку остроумные четырёхстишия - висы. К стихам викинги относились очень серьёзно - стихотворное оскорбление считалось вдвойне обидным, а любовную лирику могли и вовсе посчитать попыткой приворотного наговора (хотя большинство поэтов плевать хотели на этот запрет).
         Итак, данный стереотип не имеет под собой оснований. Более того, зачастую всё было наоборот.
         Стереотип четвёртый - "варвары - качки"
         В литературе, кино и играх укоренился стереотип о варварах как о здоровых, накачаных увальнях. Неповоротливых, неуклюжих и крайне неумелых бойцов, полагающихся только на физическую силу и безоглядный напор. В историях, описывающих попадание человека из нашего времени в прошлое, либо мир напоминающий раннее средневековье, часто современный человек, обученый восточным единоборствам, или, например, бывший десантник, легко справляется с "неумелыми дикарями". А в научно популярной литературе, описывающей античные страны, часто говорится что греки/римляне, мол, противопоставляли умение числу и грубой силе. К несчастью, некоторые из потомков тех самых варваров, тоже так считают. В основном из-за недостатка образования, или укоренившихся стереотипов. Такие люди соглашаются с распространённым мнением, но стараются "выгородить" предков, превознося их богатырскую мощь.
         Итак, в современном представлении воин-варвар это нечто донельзя громадное, со стальными мускулами, широченными плечами и маленькой головой. Практически во всех ролевых играх, от настольных до третьей дьяблы, основная тактика варвара - с диким криком безоглядно бросится на врага, даже не думая о защите. Естественно, есть и исключения, но их увы немного. Этот образ укоренился настолько что стал, своего рода, "архетипом". Иногда можно встретить обсуждения в которых сравнивают, например, архетип варвара с архетипом мастера боевых искусств  (как правило тн «монаха»), или архетипом фехтовальщика (естественно эти архетипы так же далеки от реальности).
        В рамках данной работы я рассматриваю боевые искусства викингов. Надо заметить, что в данном случае под боевыми искусствами я подразумеваю в основном искусство рукопашного боя, что исторически некорректно - бой без оружия не считался полноценным боевым искусством до 19-го века. Но так как укоренившийся стереотип связывает понятие боевых искусств именно с рукопашным боем, то с него и начнём.
        Для начала рассмотрим эпизод из скандинавской саги** (Сага о Магнусе сине Эрлинга): После боя некто Орм Конунгов Брат лёг отдохнуть. В доме не было освещения, и уцелевший вражеский воин затаился во мраке. Когда Орм лёг, воин бросился на него с топором, намереваясь отрубить ноги.  Орм успел среагировать, он "быстро подобрал ноги и перебросил их себе за голову, и секира вонзилась в доски скамьи и крепко застряла в них". Как видно, викинги были не так уж неповоротливы. И это неудивительно – броня в те времена была довольно дорогой, а скандинавы были небогаты. Большинство обходилось самодельной бронёй, как правило крепкими кожаными куртками, иногда укреплёнными вшитыми пластинами из кости, рога, и иногда железа. Кольчугу могли себе позволить только  князья и крупные землевладельцы. Да и многие из них предпочитали более лёгкую броню, ценя подвижность. (Тут надо отметить, что перед эпохой викингов, во время «вендельской» эпохи, скандинавские правители носили более тяжелое обмундирование, но потом стиль боя изменился ).  Оружие которым они пользовались также было довольно лёгким – знаменитые викингские секиры весили не более 2-х килограмм (что естественно – в отличие от гигантских бронебойных топоров рыцарей, викингским секирам не требовалась такая пробивная сила).  В таких условиях залогом выживания были ловкость и сноровка.

        Вот еще несколько интересных отрывков из саг:
«жил человек по имени Торд. Он любил затевать кулачные бои с торговыми людьми, и тем обычно доставалось от него. И вот он условился с Гунлаугом, что тот будет биться с ним… Наутро, когда они стали биться, Гунлауг подшиб Торду обе ноги, и тот свалился как подкошенный» (как видно, не только на востоке знали приём «хвост дракона»). Из другой саги: «Греттир стоял спокойно. Торд как налетит на него, а Греттир даже с места не сдвинулся. Тут Греттир взял Торда в охапку, ухватил его за штаны, перевернул в верх ногами и перебросил через себя, так что тот грохнулся на обе лопатки». Другой интересный эпизод: герой саги собирается биться с мошенником, занимавшимся вымогательством, для запугивания жертв копировал внешние проявления «буйства берсерка» (например, кусал свой шит, как, согласно молве, делали в ярости берсеркеры), «Берсерк сидел на коне, на голове у него был шлем, и нащёчники не застёгнуты. Он держал перед собой щит с железным ободом, и вид у него был грозный. Он сказал:
 - Вы и подавно испугаетесь со мной биться, если я рассвирепею!
 - Поживем – увидим – сказал Греттир.
Берсерк громко завыл и, поднеся щит ко рту, стал кусать край щита и свирепо скалиться. Греттир бросился вперёд и,  поравнявшись с конём берсерка, как ударит ногой по низу щита. Щит так и влетел берсерку в рот и выломал челюсть. Греттир же левой рукой схватил его за шлем и стащил с коня, а правой в то же время выхватил висевший у пояса меч и ударил берсерка по шее, так что голова слетела с плеч».  В сагах викинги часто применяют приёмы боевой акробатики: в «саге о людях с Песчаного Берега», говорится, что человек по имени Стейнтор спас своего поскользнувшегося на льду во время боя друга, подбежав и бросив не него свой шит, чтобы отразить удар, в то время как другой рукой отрубил нападавшему на друга противнику ногу и в тот же самый момент подпрыгнул так, что удар, направленный в Стейнтора другим врагом, прошел у него между ног, не нанеся никакого вреда. В другой саге викинг подпрыгнул, избегая, удара копья, и, еще не успев приземлиться, ударом ноги сломал копьё противника. В «саге о Ньяле» говорится о неком Гуннаре, «искусном в бою. Он рубил в битве мечом обеими руками и в тоже время метал копья, если хотел. При этом он так быстро взмахивал мечами, что казалось, в воздухе летают не два, а три меча. Не было равных ему в стрельбе из лука, и никогда не знал он промаха. В полном вооружении мог он подпрыгнуть больше чем на высоту своего роста, и вперед он прыгал так же хорошо, как и назад.». Рассказывается также о воинах, перепрыгивавших окруживших их врагов(!).   

         В их культуре, как и у многих других «варварских»  народов, в силу окружающей обстановки практически все игры включали элемент воинской подготовки. Даже простейшая игра в мяч. Также было и много чисто воинских упражнений, например «игра мечами» - жонглирование тремя боевыми ножами. Норвежский король Олаф сын Трюгви (считающийся одним из искуснейших воинов своего времени) мог жонглировать ножами, прохаживаясь по вёслам своего дракара во время гребли. Среди других интересных упражнений удар двумя ногами в прыжке по 2-м подвешенным мешкам с песком.

        В сагах упоминаются и многие другие искусные приёмы, например метание двух копий одновремённо, с одинаковой ловкостью. Или ловля брошенного копья на лету и метание его обратно в противника.

       Похожие обычаи были и у славян. Но о наших предках сохранилось меньше информации. Тем не менее, вот интересный эпизод из былины «Илья Муромец и Идолище Поганое»: «Не понравились татарину эти речи, схватил он нож острый, да как пустит им в Илью; Илья сам отклонился, нож правой рукой отмахнул – попал нож в дубовую дверь;…». Часто можно услышать мнение, что основу боевого искусства славян составлял стеночный бой. На основе анализа последнего многие утверждают, что славяне, например, в бою не уклонялись. Следует учитывать, что стеночный бой – ритуальная имитация боя в плотном строю (в котором уклонение вообще трудновыполнимо), предназначенная только для закалки боевого духа и сплоченности бойцов. Кроме того, славяне долгое время не бились в плотном строю. Согласно византийским источникам 6-го века, славянские воины лучше византийских сражались один на один, но уступали в строевом бою (впрочем, как и все остальные). Поэтому славяне старались заманить византийцев в леса, холмистые или скалистые места, где построение византийцев ломалось, и дальше славяне вели бой на своих условиях.

       Что также интересно, судя по летописному материалу, на Руси практически не применяли удары кулаком. Вместо этого применяли удары локтем и ладонью (оплеухи, затрещины). Пока нет четкого объяснения этому.

       Среди кельтов лучшими воинами славились ирландцы. В ирландских сагах описываются даже специальные школы боевых искусств. Ирландские воины практически не пользовались бронёй, полагаясь на ловкость и умение отражать удары щитом и оружием. Кстати, ирландцы одними из первых в Европе научились парировать удары. Притом техника парирования у них была весьма развитой – описываются не жесткий блок щитом, а отвод его краем. Также упоминается отражение  мечом метательных копий. Как и у скандинавов, у ирландцев описывается множество «боевых приемов». Один из наиболее примечательных – взбегание по воткнутому в землю копью, после чего воин должен был каким-то образом простоять на его остри. Что характерно, величайший воин ирландского эпоса, Кухулин, описывается как невысокий паренёк некрупного сложения. Побеждал он благодаря проворству, ловкости и искусности.
       Стереотип пятый - "безжалостные варвары"
        Также типичный образ варваров дополняют пассажи о их жестокости, грубости и агрессивности. Вот, например, что пишут в википедии о Конане: «Он хвастается кровожадностью, которую проявлял в войнах, мстит своим обидчикам с крайней жестокостью, не слишком разборчив в средствах, груб, резок на словах, иными словами, довольно сильно напоминает исторических «варваров» (викингов, германцев времен крушения Римской империи и т. п.)». Даже в приличных изданиях встречаются такие утверждения, как правило, без всяких аргументов, основываясь лишь на распространённом мнении. 
        Варварам, и в частности викингам, приписывается немереная сварливость. Между тем, скандинавские саги и первые своды их законов (записанные еще в эпоху викингов) рисуют совсем другую картину. Так, согласно обоим источникам, наиболее страшным ругательством у них считалось «муж женовидный». Другое страшнейшее оскорбление – нидинг – «проклинаемый», «окаянный». Даже современные скандинавские языки довольно бедны на ругательства, а тогда их было еще меньше. И это естественно – когда за кривое словцо можно получить топором по голове, вежливость становится залогом выживания. Наиболее достойным ответом на оскорбление у них считалось остроумное стихотворение (о чем мельком говорилось ранее).
         Также часто говорят о малой цене человеческой жизни в те времена. К убийствам тогда действительно относились легче чем сейчас.  Но, тем не менее, не настолько как это часто описывают. В Скандинавии уже начинали зарождаться суды, и потому за убийство приходилось отвечать. Правда системы приведения приговора в действие не существовало, и потому наказания в основном ограничивались штрафом в пользу семьи убитого, либо  объявлением преступника «в не закона». Такой статус лишал человека любых юридических прав, например права голоса на народных собраниях, а также любой юридической защиты. Тоесть, как раз такого человека  можно было убить без всяких последствий. Обычно такой статус налагался временно.  В Исландии можно было очиститься до срока, убив троих таких же изгнанников. Таким образом преступность самоустранялась, а граждане получали хороший стимул жить в мире. 
         Естественно убийство при самозащите не наказывалось. Также как убийство человека, нанёсшего тяжелое оскорбление, если убийца мог это доказать. В кино и литературе встречаются случаи, когда оскорблённый викинг сразу же бросается мстить обидчику. Но саги говорят, что месть сгоряча недостойна мужчины (тем более что оскорбленный имел полное право вызвать обидчика на законную дуэль - хольмганг). На оскорбления достойно отвечать с холодной головой, спокойно и обдуманно. Это конечно идеализированная картина, но этот идеал был общепринят – отказ от поединка вовсе не считался трусостью (как это описывают сейчас). Что еще интересно, сокрытие преступления также считалось позорным для викингов. По тогдашним обычаям убийца должен был немедленно сообщить о своем деянии.
        Важным сдерживающим фактором была кровная месть. Скандинавы жили семейными общинами, своего рода кланами. Человек рассматривался в первую очередь как член определённой семьи. Соответственно, ответственность за поступки каждого члена семьи ложилась на всех. Здравомыслящие люди осознавали, что за их поступки могут пострадать их близкие. Считалось что мстить лучше наиболее достойному члену семьи убийцы (которым последний, как правило, не являлся). Таким образом культивировалась ответственность за свои поступки.
         Другая «характерная» черта викингов – безжалостность – также противоречива. Согласно сагам, например, когда кровная вражда доходила до крайности – сжигания вражеского дома, старикам, женщинам и детям разрешалось выйти. Другой интересный пример – архаичный обычай, еще иногда практиковавшийся во времена викингов: перед сражением поле боя огораживали, и раненых, сумевших выползти за ограждение, щадили. Вообще, довольно часто упоминается как ранений враг был вылечен победителями, и позже присоединился к ним. Вопреки мнению о том что в культуре викингов «все решает сила, и слабым тут не место» (а некоторые буквально воспевают такой образ жизни),  исторические документы говорят о другом. Например в Исландии существовал специальный налог (один из немногих существовавших там) на содержание вдов и сирот.
         Хотя в викингских набегах жестокая резня была нормой, в том числе по отношению к женщинам, детям и старикам, такие поступки никогда не становились предметом гордости. 
        Еще один распространённый стереотип – бесправность их женщин. Типичный образ викингской женщины – безправное, забитое существо, играющее роль прислуги. Для контраста есть викингши-воительницы – здоровенные, накаченные, еще более грубые чем викинги-мужчины. Мол, только такая женщина может проявить себя в жестоком мире викингов. Опять же, письменные источники противоречат такому образу. Например, женщины могли наследовать имущество (в западной Европе, например, не могли), и унаследовав, например, усадьбу, женщина становилась полноправной хозяйкой, со всеми вытекающими правами. Бывало, жена становилась хозяйкой и при живом муже. И не только усадьбы, а и княжества(!). В таких случаях их дети получали «отчество» не из имени отца, а из имени матери (в Исландии этот обычай сохранился). Также женщина могла, при желании, легко развестись с мужем (абсолютная дикость в тогдашней Европе). При этом она получала треть их общего имущества, плюс её приданное. Кстати, скандинавские законы называют как один из возможных поводов для развода ношение мужем «женственной» рубашки с вырезом (впрочем, муж мог в любой момент потребовать развода, если жена носила штаны). Что касается женщин-воительниц, то такие таки существовали. Но учитывая описанный выше боевой стиль викингов, они мало отличались от обычных женщин.
        Интересно, что по их обычаям, до официального брака, под угрозой штрафа запрещались поцелуи, свидания, и прочие ухаживания, не говоря уж о чем-то большем. Впрочем, на жертв набегов и рабынь это правило не распространялось.   
         Также интересна скандинавская система рабства. В отличии от «классического» рабовладетельства Египта, Греции и Рима, в Скандинавии (и Руси) практиковалось «патриархальное» рабство. При этом раб не считался скотом, как при классическом рабстве, а приравнивался в правах несовершеннолетнему ребёнку.  Считалось, что такой человек не способен жить самостоятельно, и потому находится на попечительстве у хозяина. Поводом к становлению рабом мог быть плен (как проявление трусости, недостойной свободного человека), либо долги (неумение вести хозяйство). Притом ответственность за эту провинность - статус раба -  передавался по наследству. Соответственно таким взглядам, раб имел возможность освободится, доказав своё право на свободу. Например, во время крупных войн в ряды добровольцев принимали и рабов, и убив врага они обретали свободу. Кроме того, отработав своё раб всегда получал свободное время, и мог например в это время работать дополнительно, за деньги (даже у собственного хозяина!). Скопив достаточную сумму он мог купить себя. И такая система поощрялась – стремящийся к свободе раб приносил много больше пользы, а освободившись часто арендовал землю у бывшего хозяина, и продолжал приносить прибыль. Также ребёнок от рабыни и свободного человека рождался свободным. Впрочем, в некоторых регионах свободу получал только ребёнок от раба и свободной женщины. В Швеции же байстрюк становился свободным в обоих случаях. А на Руси рабыня, родившая от хозяина, и сама становилась свободной.
       Естественно хозяин был в праве делать с рабом что пожелает, даже убить его. Но только если было за что. В противном случае это значительно портило его репутацию, а в те времена честь имела очень большое значение. Что интересно, в наименее населённых местах, где приходилось тяжело трудится и рабам и их хозяевам, рабы имели намного больше свободы. Так, например, в Исландии рабы имели право носить оружие. В одной из саг упоминается случай, когда хозяин просит (!) у своего(!) раба его (раба!) копьё. Также в Исландии раб имел право убить любого, покусившегося на его жену или дочь – свободный же человек не имел права убивать, защищая рабыню.


* - в данной статье викингами именуется население Скандинавии в эпоху викингов (8-12 века), что исторически некорректно, но в непрофессиональной литературе прижилось обыкновение использовать термин «викинг» именно в этом смысле. Вообще же «Викинг» - "живущий не как все".  "Живущий как все" - это тогда значило живущий на хуторе, в кругу семьи, ездящий раз в месяц в гости к соседям, да раз в полгода на ярмарку. Ну, или живущий в городке, в аналогичных условиях. Викинги это: странствующие торговцы, переселенцы, просто путешественники, наёмники, пираты, грабители, рэкетиры... Но суть не в том. Суть в том что это профессия. И те же скандинавы отнюдь не считали её национальной. Они называли викингами и саксонских пиратов, и вендов, грабивших Данию.
** - Следует учитывать, что саги – условно достоверный источник. Они были записаны под конец эпохи викингов – в 11-12 веках – а до этого значительное время передавались устно. Хотя рассказчики старались передать текст как можно точнее, со временем он менялся. Поэтому в саге описывающей, скажем, события 9-го века, могут встречаться элементы быта 11-го. Также нужно помнить, что при составлении саг рассказчики старались описать правду, а точнее то что они считали правдой. А так как они, например, верили в магию… Тем не менее, в том что касается боевых искаств, сагам по большей части можно верить.