Гнилой тевтонской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отрепью человечества
Сколотим крепкий гроб.
(Вставай страна огромная (ред.1916)) Действие Strategic Command WWI охватывает большую часть Европы: Францию, Германию, Россию, Италию, Балканы, а также восточное побережье США и Ближний восток. Враждующие государства разделены на два военных блока: на Антанту (Франция, Россия, Англия, США, Италия) и на Союз центральных держав (Германия, Австро-Венгрия, Турция). Помимо основных игроков в Strategic Command действуют многочисленные государства-сателлиты, которые могут присоединится к тому, или иному союзу в зависимости от хода войны и сложившейся в тылу политической обстановки.
Виртуальная WWI начинается с выбора основного сценария. Первая и основная кампания стартует в августе 1914 года и рассказывает об исторически корректной Великой войне. Второй, сценарий, начинающийся летом 14-го, позволяет рассмотреть ход событий, при котором Италия стала союзником Второго рейха. Третья кампания стартует в 1917 году после вступления в войну США. Помимо глобальных сценариев в игре есть типовые битвы: 1914 Бег к морю, 1915 Галлиполи, 1917 Камбрэ, 1917 Ближний восток, 1918 Фландрия, 1918 Кайзернахт, a также 1918 - кавалерийская битва за Мегиддо. Скажем сразу, биться с тевтонской ордой придется долго. Пользователь, запустивший гранд-кампанию 1914 рискует потратить на войну не менее 30 часов реального времени.
После начала войны становится понятно, что против пушек, окопов и пулеметов много не навоюешь. Солдатики гибнут с умопомрачительной скоростью, а на смену им никто не идет. Динамичная фаза войны стремительно превращается в окопное противостояние. Траншеи разрезают землю Франции, фронт образуется на территории Галиции и Польши, итальянцы копают укрытия в Альпах, видимость движения сохраняется лишь в Африке и на Ближнем востоке, где за немногочисленными немцами и турками гоняется славная британская кавалерия. Холодные моря Первой мировой, должные стать ареной яростных сражений, тихо дремлют под покровами зимней ночи. Лишь изредка по свинцовым волнам скользит легкий крейсер или угрюмая туша дредноута. Иногда над побережьем пролетает Цепеллин или многомоторная «Гота», несущая смерть к британскому побережью.
Информация к размышлению. К началу глобального конфликта Англия доминирует на морях. Германии придется приложить максимум усилий к тому, чтобы выиграть битву за океан. Одними линкорами тут не отделаешься, нужны подводные лодки и крейсера, эффективно разрушающие вражескую экономику.
Несмотря на все свои дизельпанк навороты, Strategic Command WWI игра про пехоту. Инфантерия будет вашим главным отрядом с первого и до последнего дня войны. Прочие юниты: самолеты, супер-пушки, подводные лодки и танки, докажут свою эффективность лишь на финальном этапе кампании, когда война солдат превратится в войну моторов. Вот тогда-то в дело и пойдут технологические новшества, на разработку и производство которых имперское население вкалывало четыре долгих года.
Экономика избранной страны черпает силы из городов и индустриальных объектов, которые генерируют MPP - Military Production Points. Накопленные MPP пользователь может потратить на исследования, дипломатию, производство новых юнитов (в игре есть занятная очередь заказов) и апгрейд имеющихся войск. Кроме того, MPP можно вложить и развитие промышленности, что принесет свои плоды на поздних этапах кампании.
Помимо военной части, в игре есть толковая политическая система. Самый важный параметр государства – народная мораль. На рост или уменьшение Морального показателя влияют успехи / поражения на фронтах, случайные события, а также захват контрольных точек. Если показатель морали опустится ниже определенного уровня, в стране может вспыхнуть революция. Кроме того, уставший от побоища народ откажется воевать, а его лидеры вообще могут переметнуться на сторону противника. Ясно-понятно, что если из войны выйдет Румыния, то Западный фронт устоит, да и Россия неприятность выдюжит. Капитуляция Англии или Франции, наоборот обернется для союзников полным провалом кампании.
Коль уж речь зашла о случайных событиях, то стоит отметить, что реализованы они на манер Hearts of Iron. То есть игроку представляется выбор из нескольких альтернатив. Причем на реализацию каждой альтернативы (кроме отказа) расходуются драгоценные MPP пункты.
В целом в Strategic Command WWI сражаться можно (и нужно) до победного конца. Благо геймплей у проекта понятный, доступный не только ветеранам, но и массовому игроку. Тактические детали, конечно же, придется изучать по ходу пьесу, поскольку особенности использования самолетов и танков можно выявить лишь практическим путем по ходу активных боевых действий.
ЗА: Динамичный игровой процесс. Интересные кампании. Высокий показатель реплейабилити и возможность переписать историю в собственном ключе. Простой и понятный геймплей.
ПРОТИВ: Посредственная графика. Упрощенная дипломатическая система. Юнитов могло быть побольше.
ИТОГО: Strategic Command WWI – толковая реализация Первой мировой войны на движке от Strategic Command WWII. Играть интересно в том случае, если вы разбираетесь в истории и знаете об основных вехах ожесточенного противостояния.
10.10.12
(с) Mr.Garret