Здравствуйте, Гость
Блок с содержанием первого сообщения
(странно, что еще не появилось такой темы)


Не нашел в правилах некста упоминания атак по возможности. Их там нет или я что-то пропустил?

Ссылка

Автор Тема: Вопросы [DnD 5]  (Прочитано 309186 раз)

Оффлайн Вантала

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2 818
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4470 : Июнь 16, 2019, 21:03 »
А есть ли где-нибудь правила об установке/обустройстве ловушек персонажами игроков?

Онлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 940
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4471 : Июнь 17, 2019, 04:48 »
Официальных, насколько я знаю, нет - если не считать некоторые заклинания, которые работают как ловушки (и они-то доступны с первого уровня - см., например, Snare).

Оффлайн Aers

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4472 : Июнь 17, 2019, 09:06 »
А есть ли где-нибудь правила об установке/обустройстве ловушек персонажами игроков?

Все на усмотрение ДМ-а. Так, в одном модуле ДМ разрешил в дополнение к засаде на тропе  в лесу устроить ловушки из подручных средств. У нас были капкан, 2 банки кислоты и 1 банка алхимического огня, и веревки. На тропе ставился и маскировался капкан, к нему нитями из веревок были, так сказать, приаттачены  :) еще 2 ловушки. Если первый идущий по тропе не обнаруживал ловушку, то попадал в капкан, в лицо ему летели на веревке 2 бутыля кислоты, а алхимический огонь разбивался о дерево и поджигал хворост, наложенный по бокам от места установки всего этого. И да, идущий по тропе не обнаружил ловушку  :nya:

Ну и всякие растяжки с арбалетами, с  привязанными к веревке топорами и молотами, камнями, портативным тараном, наконец  :), калтропы, святая вода против андедов и диабло  :) и т.д. Урон данных девайсов есть в ПХБ, а сложность обнаружения - на усмотрение ДМ-а.
« Последнее редактирование: Июнь 17, 2019, 09:14 от Aers »

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4473 : Июнь 17, 2019, 10:41 »
 :offtopic:
У нас были капкан, 2 банки кислоты и 1 банка алхимического огня, и веревки.
У нас было 2 капкана, 75 банок кислоты, 5 банок мощнейшего алхимического огня, полбухты веревки и гора калтропов, гвоздей и всего такого, всех цветов, а ещё литр лампового масла, литр святой воды, ящик факелов, пол-литра яда и две дюжины десятифутовых шестов. Не то, чтобы это всё было нужно для установки ловушек, но раз начал готовиться к приходу противника, то становится трудно остановиться. Единственное, что меня беспокоило — это яд. В мире нет никого более беспомощного, безответственного и безнравственного, чем человек в отравленном состоянии. И я знал, что рано или поздно мы перейдем и на эту дрянь.

Оффлайн Brandon_Heat

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 27
  • WUT?!
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4474 : Июнь 18, 2019, 00:39 »
Приветствую. Поясните пожалуйста за посох гадюки (staff of adder), речь об активированном посохе и атаке непосредственно змеёй.
1) Применяются ли к этой атаке различные бонусы рукопашных атак (к примеру, боевой стиль дуэлянт)?
2) К броску атаки прибавляется только бонус мастерства или же бонус характеристики тоже?
3) Я правильно понимаю, что она заменят одну из атак и тем самым можно заменить все свои атаки на атаки змеёй?

Онлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 940
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4475 : Июнь 18, 2019, 05:17 »
1) Да, посох считается оружием (все подобные посохи, если не сказано обратного, считаются эквивалентом quarterstaff-а; DMG, стр. 140), соответственно любой боевой стиль, который работает с оружием, будет работать и с активированным посохом гадюки.
2) Так как это оружие - то применяются все обычные бонусы, характеристики тоже. В описании, как я понимаю, сказано про мастерство, чтобы не было двусмысленности, якобы персонаж змеёй не владеет.
3) Если у персонажа есть добавочные атаки, он может тратить их на добавочные атаки посохом.

(Интереснее вопрос, как влияет на активированный посох заклинание Shillelagh...)

Оффлайн Pigmeich

  • UR-D&D
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 2 860
  • Therefore I declare you...
    • Pigmeich
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4476 : Июнь 18, 2019, 07:40 »
1) Применяются ли к этой атаке различные бонусы рукопашных атак (к примеру, боевой стиль дуэлянт)?

Там написано "melee attack", не "melee weapon attack" и не "melee spell attack", а именно так. Для примера: unarmed strike monk'а — именно melee attack. К нему стили и прочее предназначенное для использования с оружием не применяется.

Не будет и тут.

2) К броску атаки прибавляется только бонус мастерства или же бонус характеристики тоже?
Опять: там "melee attack". Про бонус профы прямо сказано, что применяется, а вот дальше...

С одной стороны не указано от какой абилки это делается. Attack roll — не ability check и применение характеристики указано как "common modifier", но не обязательный.

Так что нет.

С другой стороны unarmed strike добавляет. Но может это только для него исключение.

Я думаю, не добавляется.

3) Я правильно понимаю, что она заменят одну из атак и тем самым можно заменить все свои атаки на атаки змеёй?

"You can" в описание шмотки = Вы можете использовать предмет так.

Использование = standard action, хоть он и называется просто action в пятёрке. Determiner "a" перед атакой намекает на это же.

Не можешь заменить.

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4477 : Июнь 18, 2019, 09:57 »
Тут я согласен с Геометром.
Именно неупоминание об стате атаки гадюкой указывает на то, что это все еще посох, и атакуешь ты именно посохом, просто с особым уроном. А на атаку посохом идут все соответствующие бонусы, экстраатаки и стили боя.
Как пример - есть жезл тентаклей. Там указан конкретный бонус атаки, то есть, никакие статы не добавляются, никаким оружием тентакли не считаются.

С одной стороны не указано от какой абилки это делается
Потому что это посох. А для посоха все определено в базовых посохах.

"You can" в описание шмотки = Вы можете использовать предмет так. Использование = standard action, хоть он и называется просто action в пятёрке. Determiner "a" перед атакой намекает на это же.
А причем тут использование? Меч ты тоже используешь - и что. теперь нельзя им атаковать несколько раз в атаке?
Для тех случаев, что ты имел ввиду, имеется формулировка "you can use item as an action". А "You can make a melee attack" - это относится ко всему оружию. Почитай главу Combat в PHB, что ли...
« Последнее редактирование: Июнь 18, 2019, 09:59 от SerGor »

Оффлайн Azalin Rex

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 635
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4478 : Июнь 18, 2019, 10:11 »
Правильно я понимаю, что персонаж в 0 хитов является персонажем во всех смыслах (т.е. на нем нельзя останавливаться своим и через него нельзя проходить чужим)?

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4479 : Июнь 18, 2019, 11:16 »
Бессознательное существо не является тебе противником. Он уже никому не враг. Так что, через него может ходить кто угодно. Как через сложную местность. Труп, лежащий на дороге, к слову, я тоже судил бы как сложную местность.
А насчет останавливаться - правила не могут учесть все нюансы. Бессознательное существо ничем не отличается от трупа, то есть объекта. Не вижу что могло бы мешать остановиться в его клетке.
« Последнее редактирование: Июнь 18, 2019, 11:17 от SerGor »

Онлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 940
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4480 : Июнь 18, 2019, 13:53 »
Цитировать
Там написано "melee attack", не "melee weapon attack" и не "melee spell attack", а именно так. Для примера: unarmed strike monk'а — именно melee attack. К нему стили и прочее предназначенное для использования с оружием не применяется.

Не будет и тут.
Пигмеич, пожалуйста, прежде чем отвечать в тему - не пожалей времени, изучи вопрос. Не стоит добавочно путать людей. Melee weapon attack - разновидность melee attack; удар монаха, что характерно, в эррате PHB объявлен именно melee weapon attack. Вообще говоря, любая melee атака в рамках правил - это или weapon, или spell атака при этом. Удар кулаком, равно как и когтями тигра, например - это именно melee weapon атака (что определяет, например, как на неё действует сокращение повреждений от разных эффектов).

При этом не всякая melee weapon attack совершается с оружием; кулак не считается тем, что в Тройке называлось manufactured weapon (его, например, нельзя посеребрить). Но свойство кулака в этом смысле не зависит от наличия или отсутствия слова в описании, тут важнее то, что кулак не является отдельным предметом-оружием. Посох им, насколько я понимаю, является.
« Последнее редактирование: Июнь 18, 2019, 13:55 от Геометр Теней »

Оффлайн Pigmeich

  • UR-D&D
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 2 860
  • Therefore I declare you...
    • Pigmeich
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4481 : Июнь 19, 2019, 01:55 »
Пигмеич, пожалуйста, прежде чем отвечать в тему - не пожалей времени, изучи вопрос.

Изучил ещё в первый раз. А ты?

Melee weapon attack - разновидность melee attack; удар монаха, что характерно, в эррате PHB объявлен именно melee weapon attack.

Эту фразу из эрраты отозвали. Ещё несколько лет назад.

Не стоит добавочно путать людей.

Именно неупоминание об стате атаки гадюкой указывает на то, что это все еще посох, и атакуешь ты именно посохом, просто с особым уроном. А на атаку посохом идут все соответствующие бонусы, экстраатаки и стили боя.

Как из посылки следует вывод?

Я атакую вилкой. Стат не упомянут, потому что это не оружие. Из этого следует что он добавляется?

Потому что это посох. А для посоха все определено в базовых посохах.

Там чётко написано, что атакуешь ты не посохом, а змеёй. У неё даже отдельные хиты есть.

А причем тут использование? Меч ты тоже используешь - и что. теперь нельзя им атаковать несколько раз в атаке?

Для меча wording выглядит так:
Цитировать
You have a +1 bonus to attack and damage rolls made with this weapon.

Никакого can, никакого use.

Для тех случаев, что ты имел ввиду, имеется формулировка "you can use item as an action". А "You can make a melee attack" - это относится ко всему оружию. Почитай главу Combat в PHB, что ли...

И что там написано? Просто интересно что я пропустил.

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4482 : Июнь 19, 2019, 08:30 »
Я атакую вилкой. Стат не упомянут, потому что это не оружие. Из этого следует что он добавляется?
Конечно. Правила атаки импровизированным оружием в ПХБ присутствуют.

Для меча wording выглядит так:
А причем тут бонусы на атаку и урон магического оружия? В огороде бузина, а в Киеве дядька...

Никакого can, никакого use.
В описании посоха я тоже не вижу "you can use". Так что, нечего приплетать несуществующее.

И что там написано? Просто интересно что я пропустил.
Например:
Цитата: PHB, Errata окт'18
Melee Attacks
Used in hand-to-hand combat, a melee attack allows you to attack a foe within your reach. A melee attack typically uses a handheld weapon such as a sword, a warhammer, or an axe. A typical monster makes a melee attack when it strikes with its claws, horns, teeth, tentacles, or other body part. A few spells also involve making a melee attack. Most creatures have a 5-foot reach and can thus attack targets within 5 feet of them when making a melee attack. Certain creatures (typically those larger than Medium) have melee attacks with a greater reach than 5 feet, as noted in their descriptions.
Instead of using a weapon to make a melee weapon attack, you can use an unarmed strike: a punch, kick, head-butt, or similar forceful blow (none of which count as weapons). On a hit, an unarmed strike deals bludgeoning damage equal to 1 + your Strength modifier. You are proficient with your unarmed strikes.
Тут и "use" меча для атаки, и "unarmed strike" в качестве "melee weapon attack", и многое другое.
Базу читать очень полезно. Меньше шансов попасть впросак.
« Последнее редактирование: Июнь 19, 2019, 08:59 от SerGor »

Оффлайн Aers

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4483 : Июнь 19, 2019, 20:42 »
Доброго времени суток! Немного по выше поднятой теме. Какие боевые стили работают корректно с классом монаха? Ну, кроме стрельбы и дуэлянта для кенсэя?

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4484 : Июнь 19, 2019, 22:05 »
Доброго времени суток! Немного по выше поднятой теме. Какие боевые стили работают корректно с классом монаха? Ну, кроме стрельбы и дуэлянта для кенсэя?
Great Weapon Fighting опять же с кенсеем.
А без кенсея работает только Tunnel Fighter из UA

Оффлайн BPA4

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 102
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4485 : Июнь 23, 2019, 23:31 »
Перечитал, тут после сессии абилки своего варвара возник вопрос:

Reckless Attack
Starting at 2nd level, you can throw aside all concern for defense to attack with fierce desperation. When
you make your first attack on your turn, you can decide to attack recklessly. Doing so gives you advantage on melee weapon attack rolls using Strength during this turn, but attack rolls against you have advantage until your next turn.

Правильно ли я понял что безрассудная атака не даёт преимущество когда варвар делает АО или атакует не в свой ход за счёт сопартийцев, даже если на свой ход он атаковал безрассудно?

Оффлайн Hesko

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 286
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4486 : Июнь 25, 2019, 11:08 »
Да, именно так, преимущество варвара длится до конца его хода, так что все атаки, совершенные не в свой ход, преимущества иметь не будут. Но атаки по самому варвару будут иметь преимущество с совершения безрассудной атаки и до начала следующего хода варвара.

Оффлайн kate_vergona

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 174
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4487 : Июнь 28, 2019, 17:15 »
Ice knife из Занатара:
Цитировать
Вы создаёте осколок льда и мечете его в существо, находящееся в пределах дистанции заклинания. Совершите по цели дальнобойную атаку заклинанием. При попадании цель получает колющий урон 1d10. После этого, вне зависимости от попадания и промаха, осколок взрывается. Цель и все существа в пределах 5 фт. от места взрыва осколка должны преуспеть в спасброске Ловкости, иначе получат урон холодом 2d6.


Представим, что целью является существо в unconsious, в процессе уммрания (еще не начал откидывать спасброски от смерти).
В таком состоянии при получении урона записывается один проваленный спас от смерти.

Вопрос. Т.к. заклинание двухэтапное (кинжал и АОЕ осколки), цель получит 1 проваленный спас, или 2, за каждый этап?

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4488 : Июнь 28, 2019, 21:25 »
Ice knife из Занатара:

Представим, что целью является существо в unconsious, в процессе уммрания (еще не начал откидывать спасброски от смерти).
В таком состоянии при получении урона записывается один проваленный спас от смерти.

Вопрос. Т.к. заклинание двухэтапное (кинжал и АОЕ осколки), цель получит 1 проваленный спас, или 2, за каждый этап?
Согласно ответа SA по подобной ситуации (атака с эффектом на спасе) - будет 2 проваленных спасброска. Цель получит урон от атаки до спасброска, затем спасбросок и новый урон.
https://www.sageadvice.eu/2017/07/03/if-an-attack-also-forces-a-save-does-the-target-suffer-the-attacks-damage-before-rolling-the-save/

Оффлайн Pigmeich

  • UR-D&D
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 2 860
  • Therefore I declare you...
    • Pigmeich
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4489 : Июнь 29, 2019, 04:50 »
Согласно ответа SA по подобной ситуации (атака с эффектом на спасе) - будет 2 проваленных спасброска. Цель получит урон от атаки до спасброска, затем спасбросок и новый урон.
https://www.sageadvice.eu/2017/07/03/if-an-attack-also-forces-a-save-does-the-target-suffer-the-attacks-damage-before-rolling-the-save/
В ссылке Джереми отвечает про saving throw, а не про death saving throw.

Несмотря на то, что его спрашивают.

Но я бы применил тот же рулинг.

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4490 : Июнь 29, 2019, 08:01 »
В ссылке Джереми отвечает про saving throw, а не про death saving throw.

Несмотря на то, что его спрашивают.

Но я бы применил тот же рулинг.
В ссылке Джереми говорит, что сначала приходит урон от атаки, а затем совершается спасбросок от эффекта. И если урон от атаки роняет в 0 хитов, спас кидает уже безсознательное тело.
Отсюда вывод: урон приходит 2 раза. А два урона - это два провала спасброска от смерти.

Из этого рулинга, к слову:
Цитировать
= with the wording "on a hit, the target takes X ... damage, and makes a ... saving throw. On a failure, Y happens."
= In that example wording, the damage does take place before the saving throw.
идет еще и вывод, что от подобных атак (как ледяной клинок, так и многие ядовитые атаки монстров) маг должен проходить 2 проверки концентрации - на первичный урон, и на вторичный.
« Последнее редактирование: Июнь 29, 2019, 08:11 от SerGor »

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4491 : Июль 08, 2019, 09:30 »
Symbol of Insanity против Dispell Magic.
Активированный сияющий символ задиспеллить можно - тут вопросов нет.
А можно ли задиспеллить эффект безумия на попавшем под действие символа персонаже?

Просто меня смущает некоторая "вторичность" эффекта. Разрубив диспеллом символ, мы как бы уже заканчиваем данное заклинание. Все, символа больше нет. А безумие еще есть - оно как бы и не часть символа уже. В общем, запутался я немного...

Онлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 940
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4492 : Июль 08, 2019, 15:41 »
Нет. Заклинание длится Until dispelled/triggered. Когда символ сработал, магия более не поддерживает его (и нет в чистом виде магического эффекта, который можно снять рассеиванием) - есть только урон психике существа, из-за которого цель бессвязно лепечет и шатается туда-сюда. Точно так же как не пропадают ожоги от пересечения огненной стены, если стену потом рассеяли.

Оффлайн SerGor

  • Dungeons & Dragons
  • Старейшина форума
  • *
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4493 : Июль 08, 2019, 18:31 »
есть только урон психике существа, из-за которого цель бессвязно лепечет и шатается туда-сюда.
А можно ли считать это именно не подпитываемым магией уроном? Эффект пропадает через минуту - больше похоже именно на магический дебафф, а не на урон.
Например, у Feeblemind явный урон - характеристики восстанавливаются с течением времени, медленно, или лечащими заклинаниями. А тут... Не похоже на урон.

Онлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 940
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4494 : Июль 08, 2019, 18:42 »
Про длительность заклинания сказано в шапке - эффект по RAW имеет место после завершения заклинания.


Как это описывать - это уж на усмотрение ведущего, потому что в реальном мире никто не попадал под символ безумия за отсутствием магии. Похоже это на хороший удар дубинкой по голове (после которого минуту шатаешься и видишь птички да искорок), на очень яркое постыдное воспоминание, выпрыгивающее из прошлого (после которого минуту по инерции рыдаешь и вместо разумных действий хватаешь окружающих за грудки с криками "я не хотел! Честное слово, я не хотел!") или, напротив, персонажу нажимают на центр удовольствия так, что он потом минуту отходит от сверхдозы любви ко всему сущему и лезет объясняться к встречным оркам, что, мол, что нам враждовать, дай я тебя расцелую прямо в это ожерелье из человеческих ушей - это уж кому что милее.
« Последнее редактирование: Июль 08, 2019, 18:49 от Геометр Теней »

Оффлайн Azalin Rex

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 635
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4495 : Июль 09, 2019, 12:07 »
Правильно ли мы играем что бойцы без сознания кидают спасы по ловкости?

Оффлайн Hesko

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 286
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4496 : Июль 09, 2019, 12:20 »
Существа без сознания автоматически проваливают спасброски Силы и Ловкости.

Оффлайн Hesko

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 286
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4497 : Июль 24, 2019, 21:08 »
Что-то я запутался и у меня возник вопрос. Можно ли кастовать заклинания только с соматическим компонентом, если руки заняты, скажем, мечом и фокусом? Я почему-то считал, что подобное возможно только в случае, когда в заклинании есть и материальный компонент.

upd. всё, нашёл разбор этого вопроса в компендиуме sage advice в разделе Components
« Последнее редактирование: Июль 24, 2019, 21:43 от Hesko »

Онлайн Vladar

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 465
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4498 : Июль 24, 2019, 21:44 »
Что-то я запутался и у меня возник вопрос. Можно ли кастовать заклинания только с соматическим компонентом, если руки заняты, скажем, мечом и фокусом? Я почему-то считал, что подобное возможно только в случае, когда в заклинании есть и материальный компонент.

upd. всё, нашёл разбор этого вопроса в компендиуме sage advice в разделе Components
Рука с фокусом выполняет как соматическую, так и материальную часть заклинания.

Оффлайн Pigmeich

  • UR-D&D
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 2 860
  • Therefore I declare you...
    • Pigmeich
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы [DnD 5]
« Ответ #4499 : Июль 25, 2019, 04:19 »
Рука с фокусом выполняет как соматическую, так и материальную часть заклинания.

А я уже подумал, что изменили рулинг.

На самом деле, как и написано в Саже:

Фокус позволяет выполнять метериальный компонент без, собственно, компонентов. Если выполняется материальный компонент, то можно выполнять соматический той же рукой (на самом деле в PHBp203 написано в другом порядке, но смысл тот же,) не зависимо от того фокусом, мешочком с компонентами, или конкретными компонентами делается материальный. Выполнять соматический фокусом без материального нельзя.