Здравствуйте, Гость
Блок с содержанием первого сообщения
Создал мир, создал полит. строй, нарисовал карту, придумал города, историю, а вот с экономикой проблемы =) Поделитесь кто чем может, люди добрые!

Хочется сделать более менее натуральную модель экономики, ориентированную по большей части на персов ( что по чем покупать, сколько денег давать, и т.п.). А то у меня в партии, когда человек получает пару золотых, он сразу ОО! Да я богат!

Вобщем, поделитесь опытом с начинающим ДМом =)

Ссылка

Автор Тема: Нужна помощь по экономике =)  (Прочитано 6570 раз)

Оффлайн Phoenix_Neko

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 233
  • FWR Creator
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #30 : Июнь 25, 2010, 14:20 »
Теренар, а, собственно, по какой ролевой системе вы собираетесь играть/водить?

А то вот "Создал мир, создал полит. строй, нарисовал карту, придумал города,   историю, а вот с экономикой проблемы". А играть вы как будете? В словеску?

Из фразы "Вобщем, поделитесь опытом с начинающим ДМом" многие, вероятно, подумали что речь идёт о ДнД любой редакции (потому что ДМами Ведущих называют обычно именно там). А это предполагает, что ты прочитал ПХБ и ДМГ или хотя бы знаешь, как эти страшные слова расшифровываются :)

Оффлайн d1-d5

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 420
  • Шрек, Грустный Огр
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #31 : Июнь 26, 2010, 17:23 »
И все таки мне кажется, что методы построения экономической модели и саму модель обсуждать нельзя, пока мы знаем о мире так мало. Предлагаю сделать так: изначально надо взять относительно нейтральную табличку из ПХ, основательно дополнить в соответствием с запросами игроков, а потом уже долго и муторно редактировать в соответствии с реалиями мира (скорее даже, в соответствии с реалиями стран в отдельности). Так можно составить более менее адекватный прейскурант для всей страны, после чего юзать прием stafi.

Оффлайн Erl

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 613
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #32 : Июнь 26, 2010, 20:56 »
Я в своей компании (по КОТОРу) сейчас использую такой метод: есть базовый прайс, в котором указана стоимость всех товаров в игре (ну, базовых). В различных местах есть торговцы. Каждый из них продает определенные типы товаров (ну скажем, оружие, энергощиты и обычные товары или у другого торговца - броня и запчасти к дроидам) по базовым ценам (до определенных уровней цены), но некоторые торговцы продают дороже или дешевле. Или скажем, на Манаане цена медпакетов на 10% ниже (поскольку Манаан их основной производитель, да и -10% посчитать элементарно).


Вариант простой и какая-то иллюзия "свободных цен" есть. Ну и торговля опять-же есть, в смысле, возможность поторговаться и скинуть цену.

Оффлайн Phoenix_Neko

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 233
  • FWR Creator
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #33 : Июнь 27, 2010, 10:54 »
Эрл, ты имеешь в виду, что в "базовом прайсе" у тебя указаны базовые средние цены или себестоимость? В сферической системе стоило бы указывать именно себестоимость, потом в зависимости от путей, которыми товар попадает к продавцу, себестоимость может меняться, а уже после этого накладывается наценка. От которой может зависеть максимальная скидка. Я так делаю.

Оффлайн Erl

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 613
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #34 : Июнь 27, 2010, 12:28 »
Я имею ввиду именно среднюю рыночную цену.


Себестоимость зависит от большого количества факторов, как то стоимость ресурсов из которых изготавливается товар, стоимость и эффективность капитальных вложений которые участвуют в процессе производстве товара (станки, инструменты и т.д.) плюс стоимость труда. Еще налоги и сборы условно можно в себестоимость запихнуть, если считать что все, что выше себестоимости - это прибыль торговца.


Все это разные факторы, каждый из которых делает свой индивидуальный вклад в цену. В итоге где-то прибыль торговца минимальная, а где-то - огромная. Потому как цена определяется двумя базовыми факторами - спросом и предложением. А точнее цена - это то количество материальных ценностей, на которое один человек готов товар обменять, а второй человек готов отдать свой товар за то же количество материальных ценностей.


Короче. Себестоимость меча может быть 2 золотых у гномов и 8 золотых у человека. Но на рынке за любой из этих мечей люди готовы отдать 10 золотых и точка. Но если торговец вдруг один на весь город, он может попытаться продавать свои мечи по 20 золотых. Во время войны спрос повышается и цена может быть скажем 12 золотых. А после войны мечи никому не нужны и их можно купить по 5 золотых. Вот как-то вот так.


Еще вдогонку. Нельзя привязывать рыночную стоимость к себестоимости, поскольку... мнэ... Как бы это сказать... у разных товаров разный срок реализации, возможно гарантии и так далее. Поскольку человек я женатый, имею "удовольствие" регулярно обращать внимание на туфли. Так вот, туфли оказывается иногда при распродажах продаются за 30-40% "стоимости". А поскольку у нас в стране действует антидемпинговое законодательство, легко сделать вывод, что они продаются по цене втрое выше  себестоимости, а то и вчетверо или еще более. С другой стороны, ходовые товары в сферах с высокой конкуренцией имеют относительно невысокую наценку - обычно 10-30 процентов (в РФ наценка повыше из-за "особенностей национального ведения бизнеса").
« Последнее редактирование: Июнь 28, 2010, 05:03 от Erl »

Оффлайн Terenar

  • Dungeons & Dragons
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 61
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #35 : Август 09, 2010, 18:15 »
Да в общем-то и целом, мне эта экономику нужна, дабы ощущать, сколько давать денег. Я даж не знаю от чего отталкиваться, дабы не перекормить или не до дать =) Можно конечно потом с потолка цены брать....но че-то не то) Да и как потом объяснять, откуда у крестьянина дом, если он зарабатывает медяками, а цена на него 100 зм. к примеру.

Оффлайн Alpha-00

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 99
  • Информационный Йожик
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #36 : Август 09, 2010, 23:52 »
Неплохо бы побольше информации о сеттинге, в котором будет экономика моделироваться. То, что у него история и политическая система есть, да и города имеются, о многом не говорит. Вон, где-то я читал, что были города без денежного обмена как такового.

Вот, к примеру, на тот же вопрос о доме, можно ответить по-разному в зависимости от сеттинга - дом, земля и инструменты труда могут принадлежать местному барону, могут быть выкуплены трудом многих поколений у местного барона в соответствии с эдиктом мудрого государя-реформатора, могут быть общинной собственностью, могут быть выделены из имений того самого барона в ходе национализации, или получены от государства в ходе приватизации...

Без базовой информации о сеттинге строить экономическую систему смысла нет - экономика Рима времен Августа, Руси времен Ивана Грозного, Франции времен Великой Французской Революции и СССР хрущевского периода суть разные вещи.

А так mirror дело говорит. Насчет факторов, которые надо учитывать. Правда, порядок их зависит от реалий мира и страны.

Если для героя 2 золотых - неплохой улов, то тут определенно надо смотреть WFRP 2nd. Если мелочь - прайслист можно брать из DnD 3.5 PHB. Так как GURPS не знаю, не могу рекомендовать, но там 100% прайслисты для средневековья есть... Берутся эти средние по больнице "стартовые величины", а потом танцуем от закона спроса и предложения, учитывая показатели эластичности, запасы за предыдущий период, конкуренцию (для отдельных видов товаров), государственное вмешательство в экономику и внешнюю торговлю...  Это навскидку, из разаряда емнип и в принципе примитивно. На самом деле можно строить большие таблицы даже для самых основных товаров. Факторов больше, и закон спроса и предложения начинает работать не так, как планировалось или вообще не, и инфляция с монетарной политикой... в общем, чем дальше продвинулось государство по CL, тем все сложнее. Не приведи господь сеттинг доживет до деривативов...

Чтобы не пояснить, простейший и упрощенный пример (увеличения цены взяты с потолка и служат лишь для иллюстрации закономерности):

Есть мешок муки. Скажем, в каком-нибудь базовом прайс-листе сказано, что он стоит 100 условных денежных единиц (1gp, выраженный в медяках). Из пшеницы делают муку, из муки хлеб, спрос по цене на который неэластичен (иными словами, есть люди хотят всегда, и потому хлеб будут покупать всегда). В стране была засуха, и пшеницы (а заодно и других аналогов - чтобы не мучаться с субститутами) выросло гораздо меньше, чем обычно. Соответственно, прибавляем +50 к цене. Однако злой мельник в городе есть единственный монополист, и требует за помол муки больше денег, чем обычно - если его не поднимут на колья, добавим +20 к цене. Государство, которое ведет операцию по уничтожению сепаратистов в маленькой, но очень независимой провинции (не будем рассматривать случаи, когда оно устанавливает верхнюю или нижнюю планку цены товара) изымает определенный процент урожая пшеницы на "нужды армии" - цена растет еще на +10. И был бы в городе голодный бунт, если бы в стране заморской пшеницы много не уродилось, которую они на экспорт пустили - увеличив предложение и снизив, таким образом, цену на -15. К тому же, в городе были запасы на подобный случай, и теперь их распродают - по повышенной, но доступной цене, что снижает итоговую цену еще на -10. Складываем все модификаторы, и получаем, что мешок муки у нас стоит 100+50+20+10-15-10=155 медных монет...

Чтобы установить стартовые величины "с нуля" нужно очень сильно заморочиться, задумываясь над взаимосвязями секторов экономики в историческом контексте (то есть провести государство через ряд виртуальных экономических стадий, в ходе которых сложится текущее статус кво "1 меч = 2 мешка картошки"). Хотя это имхо, и здесь я могу сильно ошибаться перед лицом экономических теорий и теоретиков...

А еще реалистичную экономическую и политическую модель в мире, где есть магия и приключенцы как класс, особенно если они могут получить возможности аналогичные 10+ уровню DnD без особо болезненных и неприятных процедур, дело очень неблагодарное. Это тоже нужно учитывать, а то потом будут вопросы "а почему, если волшебники могут кастовать Wall of Steel, в стране дефицит металла?".
« Последнее редактирование: Август 10, 2010, 00:04 от IK »

Оффлайн Azalin Rex

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 508
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #37 : Август 10, 2010, 05:37 »
Создал мир, создал полит. строй, нарисовал карту, придумал города, историю, а вот с экономикой проблемы =) Поделитесь кто чем может, люди добрые!

Хочется сделать более менее натуральную модель экономики, ориентированную по большей части на персов ( что по чем покупать, сколько денег давать, и т.п.). А то у меня в партии, когда человек получает пару золотых, он сразу ОО! Да я богат!

Вобщем, поделитесь опытом с начинающим ДМом =)
Мир тут не при чем - если ты хочешь делать "экономику для персов" нужно систему смотреть. На что они могут потратить эти деньги? какие будут ежеуровневые расходы.

Для примера возьми модель четвреки: там вся экономика мира не играет никакой роли для героев после первого приключения.
 

Оффлайн MasterSet

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 118
  • Миротворец
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #38 : Ноябрь 16, 2010, 14:52 »
2 Terenar

Если ты хочешь водить хай-фентези с крутыми и богатыми персонажами, то проблема решается элементарно.

Вводишь такой примерно тезис: у нас в обращении есть медь, серебро и золото.
+ Медью расплачиваются в быту, за повседневные товары и услуги. Объем меди у персонажей мы не считаем вообще. По умолчанию считается что у них ее достаточно чтобы позволить себе любые базовые блага цивилизации.
+ Серебро - используется для больших и серьезных покупок. Для персонажей это основное измерение их богатства. На серебро можно покупать коней, меч, микстуры исцеления, волшебные стрелы и т.п. Вот тут ты пишешь или берешь откуда-то прайс. Если берешь прямо из РН, то тамошний золотой можно прировнять к серебрянному в данной системе. То же самое серебро можно считать за эталон "много денег" для обывателя. Т.е. грубо-говоря, если ты хочешь дать на лапу трактирщику, за ценный кусок слухов, то прост даешь ему один серебряный и он очень доволен. Один рядовой солдат может зарабатывать серебряный за неделю или месяц, например. И т.п.
+ Золото - дополнительная мера, в основном для конвертации больших объемов денег.  Т.е. чтобы не носить сто киллограмм серебра, приключенец обменивает его на пухлый мешочек золотых. Золотом оперируют купцы при оптовой торговле, за золото покупают волшебные предметы и т.п. Но цены мы всеравно считаем от серебра, т.е. каждый знает что его мешочек золотых это, например, "миллион луидоров".
Если уровней крутости много, то можно дальше расширять категорию еще более дорогими "монетами". Например платиновыми, астрал даймондами и т.п.

В случае же, если ты хочешь суровое средневековье, где приключенцы берутся за грязную работу ради того чтобы их не выкинули из кабака за неуплату... Ну тут придется попыхтеть и расписать все основательно.

Оффлайн Арсений

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 501
  • упоительная немезида
    • Просмотр профиля
Re: Нужна помощь по экономике =)
« Ответ #39 : Ноябрь 16, 2010, 15:10 »
WFRP3 передает привет.  ;)