Здравствуйте, Гость

Автор Тема: Борис Годунов (опера про 90-ые).  (Прочитано 796 раз)

Оффлайн Mr.Garret

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 5 859
  • Дарклорд
    • Просмотр профиля
 


Что-то у нас все игры, кино, да сериалы на уме. Давайте, для разнообразия, про театр поговорим.

Ходил в выходные в Екатеринбургский Оперный театр на «Бориса Годунова». Думал, что спектакль будет про древнюю Русь, и я где-нибудь на середочке точно засну. А вот фиг! Вместе четырех актов показали один, но длиннющий, в 2 часа 40 минут ровно (как завещал Автор в first edition).

Самое главное, что уральский Борис Годунов рассказывает не про седую древность, а про девяностые годы XX века. Чернь рассекает по «улицам» в капюшончиках и черных шапочках, вместо стрельцов – ОМОН с автоматами, бояр заменили на думеров (тех, что в думе сидят). Сам Борис – парт. аппаратчик, бывший коммунист, активист комсомольского движения, а ныне вождь капиталистической России.

Против Бориса выступает молодой монах Гришка, визуально похожий на Невзорова. Гришка спит, да нюхает втихушку героин, пока надзирающий за ним старец вставляет в патрон перегоревшую лампочку. Помимо сих славных людей, в спектакле действует сын Бориса – паренек лет 12, переключающий внимание между телефоном и картой Руси, а также панк-юродивый, на шапке которого виднеются множественные значки (дети крадут у него не копеечку, а жестяную банку Кока-колы). Еще в спектакле принимают участие монахи-инвалиды (не реальные, правда). Один из них бывший десантник и ветеран Чечни (или может, быть Афганистана), резво гоняет на тележке как по сцене, так и по столам.



 
Народ русский представлен в спектакле, как единоцветная и вообщем-то страшная масса, стоящая в бесконечных очередях (кто стоял, тот поймет, о чем я). В углу сцены беседуют какие-то мрачные угрюмые типы, греющие руки над костерком, зажженным внутри стальной бочки. Вот они тянут кабель в неизвестном направлении, вот лезут в канализационный люк (как сказал один из зрителей – да это же STALKER,ребята). Потом приходят утомленные женщины в косынках, и все вместе слушают репродуктор, по которому вещает Москва.

Над героями царствует мрачная холодная ночь, под потолком стелется сизый туман, вдали виден свет прожекторов. В центре сцены стоит массивная металлическая конструкция, которую местные гопнички вращают вокруг оси (ее создавал один из наших студентов). Помните игрушку Tower , в которой по лесенкам башенки бегал веселый зверек? В театре и башня массивнее и зверьков больше, да и сами зверьки злобные. Депутаты и автоматички бегают по лестницам вверх-вниз и куда бы они ни пришли, всюду их встречает сизая тьма, словно подсказывая, что вся история России это жуткая точка, которая иногда превращается в многоточие.

Да и вообще, местная РФ представляет собой очень странную смесь ГУЛАГ-а и Сайлент Хилла, жить в ней крайне неприятно, поскольку повсюду очереди и вечный холод, да еще и вороги, перебегающий через границу в Евросоюз. Режиссер постановки на деталях не зацикливается, красит происходящее широкими, щедрыми мазками, вследствие чего изначальный классический текст либретто чудесным образом накладывается на реалии сегодняшнего дня. Удивительно то, что в конечном итоге отторжения у зрителя не возникает и постановка увлекает на несколько часов реального времени.

Расскажу немного и про недостатки оперы. Лично мне показалось странным то, что из либретто «Бориса» были вырезаны сцены, развивающие историю Гришки. Как следствие, атмосфера мрака в спектакле сгустилась, а роли Лжедмитрия и юродивого потеряли полноту своего смысла, превратились в случайные, ни с чем не состыкованные эпизоды.

Вывод: Уральская постановка Бориса Годунова представляет собой оригинальную постсоветскую антиутопию, выполненную в самых мрачных тонах. Любители необычных опер будут от спектакля в восторге! Любители классики, скорее всего, будут негодовать. Ведь такого сурового модерна вы даже в Ковент-Гардене не увидите (уж поверьте, я знаю о чем говорю).