PIRATES OF CARIBBEAN: ON STRANGER TIDESСериал «Пираты карибского моря» начинался, как классическое swashbuckling-приключение. Сюжет картины строился вокруг кузнеца Вилла Тернера и его возлюбленной – Элизабет Свонн. Джек Спэрроу был ярко выраженным второстепенным персонажем. Вторая часть фильма превратилась в полномасштабную семейную комедию, причем герой Джонни Деппа решительно выдвинулся на первый план (по просьбам зрителей, разумеется). Третья серия картины трансформировалась в мрачный эпик, размах повествования возрос, связность сюжета резко упала. Кузнец и его возлюбленная стали второстепенными персонажами, внимание режиссера сконцентрировалось на Воробье. Если оригинал был едва ли не эталонным пиратским фильмом, то на просмотре триквела Пушистик упорно боролся со сном и зевотой.
Узнав о том, что Брукхаммер собрался снимать четвертую часть «Пиратов», Пушистик скрутил уши в узелок и пополз в холодильник за печеньем-вареньем. С самого начала было ясно, что квадриквел (а такое бывает?) неизбежно превратиться в театр одного актера - Джонни Деппа, остальные персонажи фильма будут танцевать под его дудку. Не понятно было только одно – смогут ли сценаристы картины (Terry Rossio и Ted Elliot) преобразовать книгу Tim-а Powers-а в приличную кинематографическую постановку. В случае локального успеха, серия могла бы изменить вектор развития и полностью обновиться.
Процесс производства фильма начался в 2008 и затянулся на три долгих года. В мае 2011-го, Pirates of Caribbean: On Stranger Tides добрался до мировых кинотеатров. Премьера картины состоялась в трех форматах: 2D, 3D и I-MAX. Пушистик, впечатленный предварительной рекламой киношки, решил посмотреть 3D версию.
Как мы писали ранее, сюжет картины основан на книге Тима Паэурса «На странных берегах». Естественно, художественный материал произведения был изменен и подогнан под формат киношных «Пиратов». В этот раз, Джек Спэрроу получает в свое распоряжение таинственную карту, на которой крестом помечен источник молодости. Проблема в том, что омолодится хочет не только Джек. Король Англии посылает на поиски Барбосу (вы не поверите, но он стал капером!), от британцев не отстают и испанцы. Спэрроу же в гонках не участвует. Он остается на берегу, поскольку корабля у него нет, а из друзей остался лишь старый вояка Гиббс (кузнец, как говориться, нам не нужен – прим.авт.). Впрочем, ребята и не думают унывать. Джек узнает, что в Лондонском порту орудует его двойник. Спэрроу выходит на след негодяя и попадает на борт знаменитого «Реванша королевы Анны», командиром которого является ужасающий Эдвард Тич. Герои, недовольные своей судьбой, поднимают на борту «Анны» мятеж и вот тут-то у них начинаются самые настоящие проблемы. Дело в том, что Тич оказывается ужасным колдуном, под началом которого орудуют вудуисты. Более того, судно Черной Бороды живое, оно самостоятельно выполняет приказы капитана и жестокого расправляется с нерадивыми матросами.
Для того, чтобы выбраться из переделки, Спэрроу придется применить смекалку и изрядно подумать головой. Помощь извне не придет, тогда как Эдвард Тич просчитывает действия противника, на два, три хода вперед!
Скажем сразу, Pirates of Caribbean: On Stranger Tides нормальное пиратское кино, обладающее всеми жанровыми элементами, присущими подобным фильмам. В картине есть: погони, приключения, мятежи, Лавкрафтианские русалки, сражения с испанцами и даже убер-злодей, роль которого досталась Эдварду Тичу. Начало фильм сработано в лучших традициях «Острова Головорезов» - сплошная беготня и драки. Середина «Пиратов» относительно скучная, поскольку авторы сценария ползут по ранее проложенным рельсам. Конец эффектный, но предсказуемый. Кинематографисты даже не пытаются поразить зрителя внезапным сюжетным поворотом. Пророчества исполняются дословно, любовные линии доводятся до логического конца. Сцена с «Сантьяго», балансирующим над эпической пропастью, могла бы превратиться в сильнейший эпизод фильма, но авторы попросту не поняли, как ее развивать. Стычка главных злодеев не вызывает ярких эмоций. «Зачем мы деремся?»- Спрашивает у пиратов Воробей. Матросня его не слушает, повинуясь инстинкту Портоса все кидаются в общую драку. Впрочем, логика в картине и без того хромает на все четыре ноги. Барбосса тратит пять лет на то, чтобы стать капером, а потом мгновенно дезертирует с королевской службы, испанский флот массово бросает задачи патрулирования и устремляется на поиски источника Молодости, Тич непрестанно меняет свое отношение к дочери, ориентируясь на желания сценариста. Перечислять ляпы новых «Пиратов» можно едва ли не до бесконечности. Их много, и они глупые!
Впрочем, в картине есть и удачные моменты. Например, сцена со злобными русалками, обитающими в Пенистой бухте. Кусачие твари погрызли не только матросиков, но и съели бриг со всеми парусами, пушками и мачтами (Пушистик считает, что русалки разобрали судно на ресурсы, которые затем были проданы Ктулху). Весьма забавны отдельные шутки Джонни Деппа. Однако истинное удовольствие нам доставил Барбосса, который превратился в этакого анти-Спэрроу, мрачного и смешного одновременно.
Актерская игра. Если в предыдущих инсталляциях серии Джонни Депп развивал своего персонажа, то Пиратах 4 Спэрроу «топчется на одном месте». Зритель знает, чего ждать от героя, Депп знает, что зритель знает и последовательно реализует все фирменные пиратские штучки. Смотреть на нового Воробья совершенно не интересно. Спэрроу переиначивает старые трюки на новый лад и ждет от нас вздохов восхищения. К сожалению их не будет. Времена, увы, давно не те!
Пенелопа Круз, сыгравшая роль Анжелики Мэлон, вообще нам не понравилась. Ее персонаж претендует на одну из главных ролей фильма, но в действительности выполняет функции балласта. Каждый поступок Мэлон – нелепость, любовная линия Анжелики высосана из пальца и абсолютно банальна (верните нам кузнеца!). Более того, непонятно зачем она вообще нужна в фильме, если центральная любовная тема неразрывна связана со второстепенными персонажами: священником Филиппом (Сэм Клафин) и масло-масляной русалкой Сиреной (Astrid Berges-Frisbey). Джеффри Раш, исполнивший роль капитан Барбоссы, как всегда оказался на высоте. Его персонаж забавен (еще бы, Барбоса первый в мире пиратский капитан, подравшийся с канатом и лишившийся при этом ноги) следить за его приключениями действительно интересно. Многоплановый характер Барбосы продолжает развиваться на наших с вами глазах и это замечательно! Иэн МакШейн, засветившийся в фильме в роли Черной Бороды, упрямо отрабатывает роль типичного архи-злодея. Получается далеко не блестяще, Тич откровенно проигрывает Барбоссе в харизме, тогда как в своей ужасности он явно не дотягивает до Дэви Джонса.
Информация к размышлению. Благодаря Черной бороде мы узнали точную временную привязку фильма. Действие картины развивается в 1718 году.
Трехмерная версия «Пиратов» была создана исключительно для галочки. В фильме есть ряд эффектных объемных сцен, которые могут произвести впечатление на зрителя (например, лезвие фехтовального меча, пронзающее дверную створку), но в целом картина не создает иллюзию трехмерного окружения. Цвета «Пиратов» слишком темные, хотя тропические ландшафты и океанские просторы должны способствовать появлению яркой и сочной картинки. Если Disney хочет развивать 3D кино, то качество съемки последующих картин должно возрасти на порядок.
ЗА: Барбосса. Русалки. Морская романтика. В кои-то веки положительные испанцы.
ПРОТИВ: Предсказуемый финал. Полное отсутствие морских сражений. Банальная история про банальный источник.
ИТОГО: Pirates of Caribbean: On Stranger Tides – отличный летний блокбастер для семейного просмотра. Фильм следует смотреть, отключив голову и отрубив иные интеллектуальные дивайсы.
18.06.11
(с) Mr.Garret
(c) cdromoff.ru