Главным героем «Брестской крепости» является Сашка Акимов, паренек лет десяти, обитающий в цитадели и играющий на трубе в музвзводе. Сашка человек серьезный, время у него расписано до минуты. Днем надо музицировать, ночью следует спать, а утром надо рыбу ловить. Так что приходится Сашке соблюдать распорядок дня.
Утро 22 июня выдалось спокойным, туманным. Отправившись на озеро со знакомой девочкой Соней, Сашка забросил удочку и стал дожидаться поклевки, только рыбку поймать нашему герою не удалось. Сначала над головой Сашки, низки-низко, над самыми деревьями промчались серебристые, веретенообразные «Штуки», потом в сероватой тишине прошли тяжелые туши бомбардировщиков. Через мгновение дом нашего героя накрыл шквал реактивных снарядов, и мир для Сашки изменился навсегда. Началась Великая Отечественная война.
Брестская крепость – фильм Александра Котта, полотно знаковое, идущее вразрез с ныне принятым WW2 трендом. В фильме вы не увидите злобных комиссаров, православных священников с винтовками, Котовых с саперными лопатами и уголовников, ненавидящих Сталина и коммунизм. В фильме есть Наши, которые попали в безвыходную ситуацию и Враги – серая толпа моральных уродов, у которых нет ни имени, не индивидуальности. Нашим хочется помогать, Врагов следует убивать. Убивать до последнего человека, без жалости и сомнений, поскольку их мотивы ясны и понятны. Они пришли сюда для того чтобы уничтожить нас, ну, а коли так, то мы, стиснув зубы, уничтожим их. Всех, до последнего человека. Или умрем, сделать это пытаясь.
Во время просмотра «Крепости» зритель, родившийся во времена СССР, испытывает знакомые, давно забытые чувствам – ненависть к фашистам и желание жить, чтобы еще ярче выразить свою бесконечную ярость. Помните, как в детстве, смотря «Живых и мертвых» мы хотели взять автомат (или там, атомную бомбу) и помочь Нашим, в битве с немцами. Немцы при этом начисто избавлялись от человеческих черт и по максимуму демонизировались. Они были абсолютным злом, которое хотелось стереть с лица земли. То же происходит и во время просмотра «Брестской крепости». Иногда, по настоящему начинаешь жалеть, что кино вещь не интерактивная, далекая от компьютерной игры. Нельзя тут взять винтовку и дать фашистам бой до последнего патрона. Вот и приходится смотреть «Крепость» в кресле, ерзая от напряжения на стуле. Впрочем, сколько ни ерзай, все равно понимаешь, что выживут в сражении единицы: Сашка, может быть, да еще пара человек, а кто именно – непонятно. Все остальные умрут.
Смерть, она царит на экране в течение 2 часов. «Крепость» – фильм целиком и полностью посвященный смерти. Герои картины – преодолевают себя, а потом умирают, до конца выполнив долг перед Родиной. При этом экранная смерть далека от кровавого реализма. В фильме нет оторванных конечностей и выпущенных наружу внутренностей. Солдаты здесь умирают практически бескровно, а явное насилие всегда остается за кадром.
Однако моральное воздействие картины на зрителя оказывается мощнейшим. В «Крепости» есть боль, горе героев, ненависть и желание мстить. Сплетая столь сильные эмоции в единое визуальное полотно, фильм пытается придать каждой смерти частичку осмысленности, а в некоторых случаях, даже своеобразную трагическую красоту. Взгляните, скажем, на сцену последней битвы Почерникова (ее финал стал личной трагедий для всех, пришедших на сеанс женщин). В действительности сцена прекрасна. Древние римляне и средневековые самураи по достоинству бы оценили ее, ведь чувства, перед которыми не властна смерть, сохраняются в пространстве смыслов на протяжении тысячелетий! Как вы понимаете, подобная сцена в картине далеко не одна!
Немцы. В фильме напрочь лишены индивидуализма. Они - прислужники хаоса, цель у них одна – убить всех встречных и поперечных. Оперируя маркерами «добра» и «зла», создатели «Крепости» поступили в лучших традициях японского кинематографа, попросту обезличили злодеев. Все они примерно на одно лицо, у них нет эмоций и чувств, они умеют только разрушать. Они – бэкграунд, препятствие, которое нужно преодолеть на пути к смерти. Именно поэтому в фильме не показывают их ран, а умирая, немцы гротескно взмахивают руками и валятся на мостовую, аки фраги из игры с рейтингом Teen.
По нашему мнению у «Брестской крепости» всего два крупных недостатка.
Во-первых, обезличенные фашисты. Подобные подход к показу противника был логичен для Советского кино, но в наши дни он выглядит анахронизмом. Режиссер действительно мог не показывать происходящее с точки зрения немецких солдат, но дать им хоть какие-то эмоции он был обязан. В фильме же атакующие «крепость» немцы ничем не отличаются от бревен, они, не испытывая, страха идут на пулемет и с упорством терминаторов рубятся в рукопашной схватке. Ощущения победы над ними нет. Да, герои нарубили «сто бревен», но через реку плывут еще «две сотни» деревяшек. Таких же тупых и не сгибаемых… Рано или поздно деревяшки возьмут вверх, но нам не страшно, для нас главное – смерть. Странный подход, не правда ли. В особенности учитывая тот факт, что мы не японцы!
Во-вторых, тотальная ориентация на смерть. Наши по итогам фильма героически умерли, но где та самая победа, на алтарь которой было принесено столько жизней. Где немецкое кладбище, полное крестов или красный флаг над освобожденной крепостью? Почему в «Райане», после всех смертей, Спилберг показывает конечный триумф американской армии, а мы стесняемся продемонстрировать факт того, что историческая правда, в конечном счете, осталась за нами.
Или авторы считают, что победные моменты зритель должен самостоятельно достроить в голове? Хорошо, мы достроим, но достроят ли его те, кто родился после СССР и те зрители, что будут смотреть фильм за рубежом. Они ведь могут решить, что русские опять своих бросили и поэтому проиграли… Таких двусмысленностей, как вы понимаете, следует избегать. Мы победили, и поэтому мы (зрители) хотим видеть следствие наших побед!
РЕЗЮМЕ.
В завершении обзора хочется сказать, что «Крепость» – фильм нужный нашему времени. Картина Котта и Угольникова несет в себе заряд правильного патриотизма, а также демонстрирует молодому поколению подвиг, совершенный их дедами и прадедами. Показывает, почему мы бились с гитлеровцами и от чего именно спасли Мир (в том числе и самих немцев).
«УТОМЛЕННЫЕ 2» ПРОТИВ «КРЕПОСТИ»
Каждый интернет-критик посчитал своим долгом сравнить «Крепость» с «Утомленными солнцем - 2», возвысить первый фильм и унизить второй. Мы же считаем, что сравнение данных картин является занятием неправильным и некорректным. Критик, допускающий его, поступает ничуть не лучше, чем геймер, сравнивающий «Medal of Honor» c «Return to Castle Wolfenstein». Действительно, и в той и в другой программе есть фашисты, только от этого «Вольф» не становится правдоподобной игрой про войну. Вольф - фантастика и история его бесконечно далеко от правды жизни. «Медаль» же пытается отобразить на экране монитора свое видение военного реализма.
С фильмами ситуация точно такая же. «Крепость» – историческая постановка, авторы которой попытались воплотить на экране реальные факты. Творение Михалкова, суть притча, в которой Котов ведет собственное сражение против всех на фоне абстрактной Абсолютной Войны.
Герои «Крепости» вполне реальные люди, история жизни которых, временами, известна до последней минуты. Котов – не конкретный боец конкретного подразделения. Он собирательный образ русского офицера (военспеца), перед которым враги и за спиной которого враги. При этом разница между врагами, для него, конкретного человека, предельно мало. Он сражается с немцами, потому что немцы несут смерть его близким. Плачет же он от того, что за спиной его тоже злодеи, хоть и другие, но не менее страшные. И Котова можно в этом понять, учитывая с какой безжалостностью было уничтожено старое русское офицерство, оставшееся в СССР и верно служившее в рядах Красной Армии до 1937 года.
Сравнивать «Крепость» с «Утомленными» бессмысленно еще и потому, что творение Михалкова нельзя назвать народным. Его картина не про Великую войну, она не про подвиг, она про жизнь кастового офицера, пытающегося найти свое место в мире, где правят предатели и царствует жестокость.
Михалков в своей картине не смог четко выразить данную мысль, да еще и размазал ее лубочными вставками про парусные танки, баржи и церковные купола.
08.12.10
(с) Mr.Garret
(c) cdromoff.ru