Здравствуйте, Гость

Автор Тема: Вий. Теоретический базис.  (Прочитано 1427 раз)

Оффлайн Mr.Garret

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 5 859
  • Дарклорд
    • Просмотр профиля
Вий. Теоретический базис.
« : Августа 31, 2012, 11:38 »
Всем известно, что Хома отпевал панночку в часовне. Вопрос следующий. Как злая колдунья, к тому же Undead могла передвигаться по освященному месту? Могла ли быть часовня не освящена? Или у Панночки есть некий фит, нивелирующий свойства святой земли (не помню о нем упоминаний в книге)?

Онлайн Вантала

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 704
    • Просмотр профиля
Re: Вий. Теоретический базис.
« Ответ #1 : Августа 31, 2012, 11:40 »
Вообще, насколько я слышал, черти в грозу вообще часто прятались в церквях - и ничего. Видимо, "наш Сотона сильнее вашего Бога".

Оффлайн Lord of the Hunt

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 918
  • Nordavind
    • Просмотр профиля
Re: Вий. Теоретический базис.
« Ответ #2 : Августа 31, 2012, 11:53 »
Потому что в рамках мифологического мышления любая культовая постройка - врата в Иной Мир, и нет особой разницы между чертями и ангелами. Всё это мир духов, разделение на хороших и плохих духов вообще не свойственно народному язычеству.

Оффлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 7 867
    • Просмотр профиля
Re: Вий. Теоретический базис.
« Ответ #3 : Августа 31, 2012, 11:54 »
Это такой вид нежити, что уж тут поделать. Вообще, церковь как запретная для нечисти территория - это, вроде, относительно поздний момент массовой культуры. В народных легендах, собственно, дьявол по договору нередко церкви даже строит, не говоря уже про всевозможных бесов, которые священникам корчат рожи или вызывают у прихожан зевоту. Опять-таки, колдуны большинства видов в церковь входят вполне спокойно - свойства их проявляются или не всегда (по определённым праздникам), или в какой-то части церкви (например, не могут подойти к алтарю лицом, а только спиной) или при иных не сильно стесняющих условиях.

Онлайн Вантала

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 704
    • Просмотр профиля
Re: Вий. Теоретический базис.
« Ответ #4 : Августа 31, 2012, 12:04 »
А ещё можно вспомнить чертей, стоящих в церквях и записывающих на коровью шкуру всех, кто не слушал священника...

Оффлайн Mr.Garret

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 5 859
  • Дарклорд
    • Просмотр профиля
Re: Вий. Теоретический базис.
« Ответ #5 : Августа 31, 2012, 14:09 »
Lord of the Hunt, а как быть с Панночкой? Она же не дух, она мертвец. Причем ей все ухищрения Хомы безразличны, кроме круга. Даже Молитва, судя по тексту, нужна философу не столько для изгнания нечести, сколько для успокоения. Ну а когда Вий на героя взглянул, то ему вообще ничего не помогло.
Стал быть у простого украинского парня нет оружия против демонов. Он обречен на defeat! Не круто ли...
 
« Последнее редактирование: Августа 31, 2012, 14:13 от Mr.Garret »

Оффлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 7 867
    • Просмотр профиля
Re: Вий. Теоретический базис.
« Ответ #6 : Августа 31, 2012, 14:31 »
НечИсти, всё-таки. А что касается молитвы - вы определитесь, вы в пространстве народных сказок или в пространстве книжно-христианской картины мира (где вообще, кстати, нет возможности оживлять мертвеца, в отличие от морока). Собственно, в народной картине мира "заложный" покойник - вполне себе существо мира духов, чёткой границы между ним и каким-нибудь "стихийным" существом нет.

Что до книжного варианта христианства - тут надо уже традиции уточнять, но там как раз круг не будет играть особой роли, вроде, а будет именно молитва. Насчёт того, нужна ли специальная или достаточно искренности - это точно будет по ветвям христианства делиться...

Оффлайн Mr.Garret

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 5 859
  • Дарклорд
    • Просмотр профиля
Re: Вий. Теоретический базис.
« Ответ #7 : Августа 31, 2012, 14:52 »
>Собственно, в народной картине мира "заложный" покойник - вполне себе существо мира духов
Это с чего вдруг! Покойники в славянских сказках хранят память о своей прошлой жизни и отлично ориентируются в пространстве. Духами они не являются, поскольку умеют передвигать крышку гроба и есть детишек. Указанная выше Панночка как раз в эту парадигму укладывается.

Оффлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 7 867
    • Просмотр профиля
Re: Вий. Теоретический базис.
« Ответ #8 : Августа 31, 2012, 15:02 »
Гаррет, "мир духов" это отнюдь не синоним нематериального. Как раз в бытовой картине мира всевозможные "иные сущности" отличаются тем, что появляются не во всяких обстоятельствах и подчиняются иному набору ограничений, но если появляются - то взаимодействие с ними обычно весьма и весьма материальное, щупать друг друга обитатели мира обыденного и мира духов могут. Контакт с ними почти всегда описывается именно в терминах физических - "защекочут до икоты и на дно уволокут", так сказать.

Как раз чтобы всегда бесплотное и нематериальное существо из низшей мифологии найти - это надо постараться.