Здравствуйте, Гость

Автор Тема: Вопросы демографии и не только (фентези)  (Прочитано 4841 раз)

Оффлайн shadeofsky

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 647
    • Просмотр профиля
Собственно, проблема не новая, едва ли кто-то с ней не сталкивался хотя б мимоходом.

Потребовалось смоделировать городок, в котором партия начинает приключения. Не то, чтобы городок был основным местом действия, даже скорее наоборот, партии из него лучше поскорее убраться. Но кто ж их знает, куда их потянет. Поэтому решил продумать городок более-менее качественно.

Источник данных для расчетов:
Спойлер
[свернуть]

Сначала я определил население города в "не более, чем 3000 человек". Набросал основные важные места городка. Так как он на границе, и первоначально был просто заставой, то там есть замок с небольшим гарнизоном (едва ли военных больше 40 человек). Так же есть базарная площадь, там же местная администрация. Несмотря на то, что город "военный", бытовые вопросы решает не комендант, а совет какой-нибудь. Есть древний храм, в котором хранится реликвия. Еще есть пара таверн.

Для наглядности решил нарисовать карту. Для себя, чтоб самому разобраться что где, и что будет если партия свернет "во-он в тот переулок".

И тут возникли основные затруднения. Если на бумаге, абстрактно, в цифрах все выглядит ОК, то нарисовать логичную (я не говорю про реалистичность или историческую достоверность) карту сложно, без определенных знаний.

Например, вот город в 2800 душ (цифра для примера). Сколько в городе жилых домов? Сколько в них этажей? Какую площадь занимает каждый дом? Сколько из этих домов являются, заодно, и лавками/мастерскими?

Так как по задумке партия шляется по довольно дикой местности, в первую очередь интересуют данные по небольшим городкам и селам.

Будет ли отличаться городской дом от сельского? (Точно будет, но как?)

И немного левый вопрос. Чем занимаются горожане? Не все же из них ремесленники, лавочники и стражники?
« Последнее редактирование: Января 22, 2016, 15:35 от shadeofsky »

Оффлайн flannan

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 342
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #1 : Января 22, 2016, 15:59 »
Насколько я понимаю - большинство горожан в самом деле являются либо лавочниками, либо ремесленниками. И их дома в самом деле содержат лавку на первом этаже, и жилые помещения на втором. Возможно, часть жилых помещений на первом. Три этажа - это может быть уже сложно строить.

Кроме лавочников, ремесленников и стражников - потребуются люди, которые обслуживают инфраструктуру города: чистят трубы и канализации, ремонтируют дороги и стены, собирают налоги, ловят крыс и так далее.
Бедняки наверняка могут работать грузчиками, потому что какой город без грузов и торговых путей?
Богачи могут быть не просто лавочниками, а караванщиками, клерками и другими нужными в торговле людьми.

Оффлайн ariklus

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 622
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #2 : Января 22, 2016, 16:39 »
Фланнан верно говорит.
В целом, можно разбить жилые районы (а судя по размеру - жилые все) на 3 категории:
а) Маленькие дома без лавок. Живет обслуга, стража, крысоловы, строители и.т.п. Словом, низший класс.
б) Средние (щирокие или двухэтажные) дома с встроенным бизнесом: ремесленники, торговцы, трактирщики. То, вокруг чего и строится город.
в) Средние или большие дома без бизнеса. Особо богатые купцы и знать.

Оффлайн Akuma Zen

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 483
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #3 : Января 22, 2016, 16:41 »
есть кучи книжек на этот счёт, например, A Magical Medieval city guide, Guide - Low Fantasy Populations, Guide - Medieval Demographics Made Easy, Guide - Population - Village and Town, Ars Magica - City & Guild, и т.д.

Оффлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 7 867
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #4 : Января 22, 2016, 17:02 »
Если городок у вас в достаточно дикой и приключенцеинтересной местности, особенно с всякими случайными встречами вокруг, а в укреплении не более 40 человек, то надо думать, что городок укреплён или, как у вас предложено, вообще представляет собой разросшуюся заставу, а потому его площадь весьма мала. Хотя странно в опасной местности и на границе иметь не базу мобильных сил, а просто гарнизон, при том что городом управляет местный совет (то есть, видимо, городские ремесленники набрали достаточно сил, чтобы город был под их властью - а потому в городе есть какое-то доходное ремесло или активная торговля). В этом случае естественно ожидать или наличия относительно близко другой военной силы, или подразумевать слабость центральной власти.

Ладно. В любом случае у нас получается, что место ценно - даже если земли вокруг навалом, место внутри стен весьма ограничено, а рабочих рук на всё не хватит. Потому основное отличие городского дома от сельского (включая, видимо, и формально городские дома за стеной) - стремление к максимальной экономии места. Известный шаблон про верхние этажи, которые шире нижних - это сюда. Надо думать, что большинство производств, которые вы вытащили из статьи по ссылке, будут внутри стен, и довольно компактно размещаться вокруг торговой площади и центра, кроме служб, которые вынужденно отделяются от остальных (из-за риска пожара от кузниц или запаха от кожевников, например). Если при этом есть древний храм, то есть город достаточно старый, то центров может быть больше одного, кстати - например, крепость и дома вокруг неё в границах первой, потом расширенной стены - и отдельно, например, некогда размещавшаяся за стенами пристань или там торговый пункт, который потом вошёл в границы. Впрочем, 3000 человек - это мало, учитывая большие семьи и то, что почти наверняка не всё население находится под защитой стен. То есть лавки и мастерские в "основном городе" будут почти во всех домах, а низший класс - это дома за пределами собственно стен, кучкующиеся вокруг дорог, ведущих в город.

Полуоффтопиком. Раз вы взяли статью со старого Ролемансера, то в смысле подготовки города рискну обратить внимание ещё и на эту: она меньше про демографию, но больше про процесс.
« Последнее редактирование: Января 22, 2016, 17:06 от Геометр Теней »

Оффлайн Witcher

  • Eternal Order
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 1 669
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #5 : Января 22, 2016, 17:54 »
Например, вот город в 2800 душ (цифра для примера). Сколько в городе жилых домов? Сколько в них этажей? Какую площадь занимает каждый дом? Сколько из этих домов являются, заодно, и лавками/мастерскими?

Начни с демографии - сколько и кого из этих душ. IRL в одной семье рождалось до 12 детей,  треть из которых умирало до 15 лет. Понятное дело, что отношение взрослых к детям в этом случае не 1/6, но реальная возрастная пирамида - экспонециально сужающаяся, и народа 1-14 лет столько же, сколько 15-45 лет. Дальше, люди жили не просто семьями, а родами. Т.е. в одном доме жили 3-6+ 'взрослых' семей  (семейная пара + дети). Отсюда имеем, что грубо в одном доме жили 20-30 человек, одним хозяйством и типично одним домом. Итого где-то 100-120 домов. Приезжие обычно заселялись к родственникам, хотя были и типа постоялые (торговые) дворы.  В доме - таки три этажа, первый этаж - хозяйственно-торговый, второй - третий - жилые/подсобные, плюс подвал/подпол.  Священослужители с семьями живут при храме, вояки с семьями (если у них есть семьи) - на территории укрепления.

При этом вполне могут быть поля в пригороде, и там отдельное поселение крестьян, которые в случае чего ломятся в город. Потому что возить еду далеко -  дорого, а кое-что, типа молока, ещё и слишком долго.

Оффлайн Mr.Garret

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 5 859
  • Дарклорд
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #6 : Января 22, 2016, 18:24 »
Начинать надо с экономики города. Что производят и зачем. От этого станет понятно, сколько в городе людей и сколько военных. От числа людей можно посчитать общее число женщин и детей (по пропорциям указанным выше). Исходя из числа семей можно узнать общее число домов.

Оффлайн shadeofsky

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 647
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #7 : Января 22, 2016, 18:43 »
Спасибо всем за ответы. Почти со всем разобрался.

Два вопроса по карте. Какую площадь может занимать средний дом?
Какой размер должен быть у клетки на карте города?

Оффлайн Арсений

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 709
  • упоительная немезида
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #8 : Января 22, 2016, 18:47 »
Ко всему сказанному так же хочу добавить, что в крестьяне, обрабатывающие поля/сады, принадлежащие городу вполне могли жить в черте города, и горожане нередко держали дома скот и птицу. Городское стадо утром выгонялось на поля пастись, а вечером загонялось обратно.

Оффлайн Witcher

  • Eternal Order
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 1 669
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #9 : Января 22, 2016, 18:59 »
Два вопроса по карте. Какую площадь может занимать средний дом?

Зайди в либген  на либрусеке и забей в поиск The Medieval Town

Оффлайн Abash

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 304
  • "...а вы уж тут - как-нибудь сами..."
    • Просмотр профиля

Оффлайн Abash

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 304
  • "...а вы уж тут - как-нибудь сами..."
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #11 : Января 22, 2016, 19:26 »
И немного левый вопрос. Чем занимаются горожане? Не все же из них ремесленники, лавочники и стражники?
Еще есть подмастерья, слуги, дворяне, купцы, чернорабочие, водоносы, грузчики, адвокаты, менялы, банкиры, священники, писцы, учителя, врачи, алхимики, астрологи, наемники, куртизанки, строители, каменотесы, скульпторы, живописцы, золотари, кабатчики и наверное еще кто-то.

Оффлайн Ангон

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 734
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #12 : Января 23, 2016, 12:01 »
Маловато данных для подробного ответа, но допустим:
Королевство, в котором этот городок находится, типично-фэнтезийно-средневековое, среднего размера и средней воинственности, существует уже несколько сотен лет довольно стабильно. Обычно такие королевства феодальные, а то откуда взяться благородным рыцарям? Культура в королевстве тоже условная средневеково-западноевропейская, века так 14, как обычно бывает в фэнтези. То есть по крайней мере вокруг городов леса повырубили, и дома там в основном фахверковые и/или каменно-деревянные (каменный низ, деревянный верх).
Кстати, городок на границе  с чем? С соседним королевством того же типа, с воинственной империей, с глухоманью? Я так понял, что с глухоманью, но хорошо бы уточнить.  Но в любом случае приграничный город должен быть укреплен, и стены у него, скорее всего, каменные. Внутри стен, как уже сказал Геометр, место дорого - значит дома будут несколько-этажными. Если войн и набегов давно не было, а стены давно не расширяли, то за пределами стен, особенно вдоль дорог, тоже могут быть дома, скорее всего хижины (все равно при следующей осаде сгорят). Кроме того, город, скорее всего, стоит на берегу реки - и оборонять удобнее, и товары подвозить, и рыба не лишней будет.
Хорошо бы немного истории узнать, без этого карту рисовать сложно. Например, что появилось раньше - замок или храм? Да и для приключений в окрестностях история пригодится - откуда здесь эти руины? а подземелье? и т.д. Можно предположить, что сначала здесь была "столица" небольшого княжества, с храмом и крепостью, а потом местный князь принес присягу королю и стал здешним сеньором (или король завоевал это княжество, и местным сеньором стал один из его рыцарей). Крепость стала замком, а храм перестроили под религию королевства (если в местном княжестве была другая). Земля, соответственно, перешла сеньор. С жителей окрестных деревень (одна из которых была у самых стен замка) сеньор собирал оброк и/или требовал отрабатывать барщину. Потом вокруг замка поселились ремесленники и торговцы, поселок обнесли стеной и возник город.
Жители города, изначально подчинявшиеся барону, начали бороться за самоуправление, то выкупая себе привилегии или получая их силой. Возможно, в этом им помогали другие города и даже король. Теперь горожане платят часть налогов своему (бывшему) сеньору, а часть - напрямую королю, который за это держит в городе гарнизон во главе с комендантом (что выгоднее горожанам, чем наемники). Ну и про десятину церкви забывать не надо.
Основными подразделениями в городе будут цеха ремесленников. Точно будут каменщики, плотники (возможно, бондари и корабелы выделятся в отдельные цеха), гончары, кузнецы (впрочем, качественное оружие все равно придется ввозить), кожевники, скорняки (если вокруг города глушь, значит есть зверье), возможно еще ткачи (в домотканой одежде в 14 веке уже неприлично ходить), пекари, пивовары, мясники, рыбаки и т.д. Каждый цех, наверно, занимает одну улицу из нескольких домов (едва ли десятка, скорее меньше), в каждом живет мастер с семьей, парой-тройкой подмастерьев и учеников не из семьи (если сыновей мало), и, возможно служанкой (если мало дочерей). Дома, соответственно, двух- или трехэтажные - на первом этаже мастерская и лавка, на втором - общий зал и жилье мастера, на третьем может быть жилье для слуг и подмастерьев, на чердаке и/или в подвале - склад. Совет мастеров выбирает главу цеха, а также принимает в цех новых мастеров из числа подмастерьев. Кроме того, у каждого цеха наверняка есть часовня в честь того святого (или бога, если религия языческая), который этому ремеслу покровительствует. В военное время цех формирует отряд, в мирное - выставляет стражу (по какой-либо очередности).
Помимо ремесленных цехов, в городе наверняка есть торговая гильдия (или отделение обще-королевской гильдии), которая из города вывозит те редкие товары, которые в нем добываются (едва ли ремесленные, возможно меха или соль), а ввозит то, что не производится (возможно украшения, монеты, качественное оружие и доспехи, вино?). Если граница с глухоманью, до дальше ничего везти смысла нет, а вот если дальше какие-то соседи, то торговля может быть весьма оживленной. Дома купцов, скорее всего, тяготеют к торговой площади, которая должна быть достаточно большой - там же и крестьянам урожай продавать.
Также есть одна или несколько таверн, которые скорее клубы "посидеть, поговорить, пивка выпить", а не гостиницы, хотя несколько комнат для иноземных купцов есть (особенно если они приезжают на ярмарки). Наверняка есть общественная баня (возможно, по совместительству бордель) или бани цеховые. Кроме того, в городе или около должна быть мельница или несколько (а возможно, у города или у цеха пекарей и монополия на помол), а также хижины грузчиков, водоносов и других чернорабочих. Возможно, есть и гильдия лекарей, хотя этим могут и священники из храма заниматься.
Храм со своим клиром и замок, в котором живет сеньор, так и остались, но появилась казарма для людей коменданта (около главных ворот, наверно) и ратуша, в которой заседает городской совет. Городской совет состоит из сеньора, коменданта, настоятеля храма и глав всех ремесленных цехов и торговых гильдий (а возможно, и трактирщиков). Судебные полномочия тоже между ними разделены: комендант судит за преступления государственные, настоятель - религиозные и, возможно, семейные, главы цехов - за преступления против ремесла и т.д.
В замке сеньора своя жизнь - у него есть дружина, пажи и оруженосцы (из числа детей его вассалов, скорее всего), а может и некоторые вассалы живут в замке сеньора, если на свой замок денег нет. У жены сеньора свой двор с фрейлинами из числа дочерей вассалов. Кроме того, в замке наверняка есть замковая часовня со священником, придворный бард (и, возможно, придворный маг), конюший, псарь, виночерпий, повар и куча другой прислуги.
В городе по меньшей мере три вооруженные силы - солдаты коменданта, дружина сеньора и городское ополчение, оно же стража (а ведь могут еще быть наемники, приключенцы, храмовая стража и т.д.).  Драки между этими силами, а также между представителями различных цехов, между горожанами и крестьянами и т.д. наверняка происходят с печальной регулярностью.
Земли вокруг города по прежнему почти все принадлежат сеньору, там живут крестьяне, которые платят ему оброк (вполне возможно, что и деньгами - они же теперь могут урожай в городе продать). Соответственно, каждую осень они везут продавать урожай, а каждую весну охотники продают меха. Поле для выпаса скота горожане арендуют у сеньора (кстати, пастух - человек в городе не последний будет), а вот земли для пахоты у горожан, скорее всего, нет.

Вот как-то так, если коротко  :). Сомневаюсь, что все мои идеи пригодятся, но может хотя бы часть в дело пойдет. При наличии времени и желания можно куда подробнее расписать.

Насчет площади домов в средневековых городах ничего не смог найти, к сожалению.

Оффлайн shadeofsky

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 647
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #13 : Января 23, 2016, 16:24 »
Ну, если говорить о стране...
Ассоциации, из которых я исходил, это - Венгрия, Трансильвания, Ван Хельсинг.

Значительная часть страны, примерно половина, населена очень слабо. Основные поселения на севере (столица там же) и востоке. Чем дальше на юг/юго-запад, тем места мрачнее, все больше разных странных и страшных тварей. На западе горная гряда с севера на юг.

Так как твари появляются часто и извести их не получается, то сельское хозяйство развито слабее, чем могло быть. Зато появились целые поселения охотников, которые уничтожают тварей. Не из альтруизма, хотя так они обеспечивают безопасность ближайшей территории, а потому что различный части тварей высоко ценятся магами. Таким образом, основной продукт экспорта - алхимические ингредиенты.

Обстановка в мире довольно мирная. (Не так давно были масштабные события, которые заставили все ближайшие государства объединиться на время, чтоб выжить. Из-за этих событий твари и лезут. Все еще.)

Описываемый городок на восточной границе со степняками. Он однозначно окружен стеной - степняки не часто, да показываются. а из с другой стороны тварюшки заглядывают на огонек. Город, первоначально строился как пограничная застава. Пару веков назад возвели крепостицу на фундаменте куда более древних строений. Позже появился храм с реликвией. (Вещь одного из тех героев, что внесли ценный вклад в выживание этой части мира. Реликвия и до сих пор служит некоторой защитой от тварей.) Городок довольно захолустный. Но туда захаживают торговцы - за "продуктами экспорта". Из ближайших, и не очень, населенных пунктов товар свозят сюда - место защищенное.

Вообще говоря, самый главный в городе, со дня его основания, комендант крепости. Но в мирное время (а сейчас ничего чрезвычайного не происходит), власть потихоньку перетекает хозяйственникам/торговцам. Комендант смотрит на это сквозь пальцы, если там все хотя бы на первый взгляд в порядке. Аристократов нет - что им там делать? Но есть зажиточные торговцы.

Численность гарнизона в 40 человек указал от балды. Слишком много там держать дорого и не за чем. Но и мало тоже нельзя.

Так то история той части света прописана довольно подробно, но тут я только выжимку привел.

С экономикой, даже реального мира, я знаком шапочно, так что не уверен насколько все мной приведенное выше логично. (А уж с определением цен, чувствую, наплачусь. Стандартные ДнДшные меня устраивают мало.)

Насчет домов. Точных размеров исторически достоверных строений мелкого типа я тоже не нашел. Поэтому прошерстил карты/тайлы с планами типичных домиков. По статистике, дома примерно 11х18м (сторона дома 8-21м). В сельской местности, при необходимости, может быть больше по площади, но одноэтажным. В городе, площадь поменьше, но несколько этажей.

P.S. И спасибо всем, кто тут пишет!

P.P.S. А вообще, хотелось бы не просто довольно точно смоделировать конкретный городок, а составить некое подобие формулы, которое позволило бы рассчитать площадь, население и т.д. для любого городка на основе заданных данных.
« Последнее редактирование: Января 23, 2016, 16:45 от shadeofsky »

Оффлайн Азъ

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #14 : Января 23, 2016, 17:04 »
В сельской местности имеет смысл говорить не о домах, скорее, а о хуторах или дворах. Там площадь существенно отличается от городского дома, да и количество строений другое, не говоря об их качестве.
А насчет площади средневекового городского дома могу посоветовать глянуть фотки сохранившихся домов в европейских городах. Кое-где еще что-то сохранилось.

Оффлайн Ангон

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 734
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #15 : Января 23, 2016, 17:49 »
С общей формулой довольно много проблем из-за сеттинго-специфичности. В каждой конкретной ситуации будут значительные отличия, связанные в том числе и с культурой.
Вот например мне кажется, что средневековое королевство скорее всего выделило бы на восточной границе марку во главе с маркграфом (который рыцарь-аристократ), чем присылало коменданта. А вот уже потом, при борьбе горожан против маркграфа, и королевский комендант (который, кстати, тоже аристократ - не аристократы вообще редко войсками командовали) мог появиться. Но это очень сеттинго-зависимо, вполне возможно, что и двести лет назад давать землю маркграфам было уже сильно устаревшей традицией. Или это королевство вообще не феодальное, а устроено как-то иначе, что тоже вполне возможно.
Кстати, раз городок в степях, то навряд ли они меха экспортируют. Вполне возможно, что в степях разводят коней, но это делает тот, кому принадлежат земли, то есть навряд ли горожане, и борьба за право торговать лошадьми будет довольно сильной. Соответственно, скорняков наверно нет, зато сильны позиции купцов-барышников (торговцев лошадьми) и кожевников. Ну и торговать со степняками или даже с теми, кто за степью (Русь? Византия? Китай? Персия какая-нибудь?) вполне могут.

Ну и еще, идея поселений охотников на чудищ выглядит довольно странно. Если они сами не выращивают еду и завоза нет, то никакое поселение основано быть не может - а если можно выращивать и есть завоз, значит чудищ в округе повывели, и охотникам надо двигаться дальше. То есть если они наступают на территорию чудищ, то это будут скорее охотничьи отряды, чем поселения. Если же наступают чудища, то уже государство должно заняться защитой границ, построив цепь застав на границе, и охотники окажутся на государевой службе (как минимум частично). Кроме того, если в государстве порядка и бюрократии много, а свободы и феодализма мало, то государство может на эти ценные части монстров устроить монополию, скупая их у охотников по заниженным ценам, продавая магам по завышенным и жестоко преследуя черный рынок.

Оффлайн shadeofsky

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 647
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #16 : Января 23, 2016, 18:31 »
Ну, тут дело такое... Степняки не сильно досаждают, поэтому выстраивать совсем уж крепкую оборону растратно. Комендант, по моей задумке, сам что-то типа сотника. Выбился из рядовых. Для аристократа назначение на такую должность в подобный городок подобно ссылке. А простолюдина не жалко  ;) Особой борьбы (открытой уж точно) нету. Скорее некоторые послабления. Сам городок не прям в голой степи. Большая часть территории страны - леса. От этого города лес в перелете стрелы. Дальше за городом лесостепь, которая образуется из-за натиска пустыни с юга/юго-востока. Особо разводить хозяйство за стенами не будешь - степняки налетят, табун уведут; твари прискочут, табун зарэжут. А гарнизона на охрану всего не хватит.

Теперь по поселениям. Они, моет, несколько нелогичны, но уж так исторически сложилось в моем воображении :)
Они охотятся на на архимонстров, а на достаточно "низкоуровненвых". Но, если где-то внезапно образуется группа людей, не защищенная хорошим тыном/святым словом, то довольно быстро набегут твари пострашнее.

Сельское хозяйство не совсем отсутствует (иначе баналь прокормится бы не смогли), но производит, скажем, процентов 85 от нормы. Зато в лесах водится вполне съедобная дичь. Чем больше ее грызут, тем больше она плодится  :nya:

Насчет монополии идея хорошая. Но стоит помнить, что безопасные места лишь вокруг очень крупных поселений. Поэтому сборщикам ехать в глухомань за связкой когтей опасно, значит нужно нанимать охрану, значит дорого и не факт, что выгодно. А там в глухомани мало ли что может случиться... Нет-нет, что вы, охотники людей не трогают, а людям короны всегда рады, но мало ли что бродит по ночам...

А так да, отряды могут и на пару месяцев из селений уходить на охоту.


И там складывается определенный паритет. С одной стороны наступают твари - это плохо, но охота на них - статья дохода. Отгородиться от них и придется действительно набирать охотников на службу. А так они сами сдерживают тварей. Кроме того, в глубинке ценятся не столько деньги, сколько бартер, что выгодно тем торговцам, что рискуют туда соваться для обмена.

А официальная власть очень сильна в крупных городах, тех самых, которых немного. Чем дальше от них, тем власть слабее, хотя ее и побаиваются. У аристократии есть сила, но пока глубинка не бухтит, их трогать не будут.



Оффлайн Азъ

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 405
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #17 : Января 23, 2016, 19:23 »
А еще охотники могут (и, скорее всего, должны) объединиться в свой цех и иметь представительство в городе, раз уж их так много.
Насчет пограничных городков в степной полосе можно (с серьезной поправкой на разницу в культурных аспектах) посоветовать вот такое вот поделие.
Спойлер
[свернуть]
« Последнее редактирование: Января 23, 2016, 19:28 от Азъ »

Оффлайн Ангон

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 734
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #18 : Января 23, 2016, 19:59 »
Пока ситуация у меня в голове в ясную картину не складывается.
Наместничать в городе с населением в 3000 человек, да еще и с округой - не самая плохая должность для аристократа (да и вообще, когда это десятники наместничали?). С другой стороны, в такой дыре, как ты описываешь, где ни повоевать нормально, ни поторговать, ни сельское хозяйство развести - совсем непонятно, что делать, и 3000 человек просто не прокормятся.
Если нужна просто застава от набегов, то хватит и деревянного острога, сотни-другой воинов и, может, кузнеца. Ни один торговец в такой глуши жить не будет - тут даже покупать особо нечего, хлеб и оружие на заставу скорее государство повезет. И, кстати, жители точно не будут заниматься земледелием - посевы слишком легко вытоптать или сжечь при набеге. Скот и кони имеют то преимущество, что при набеге их легче загнать в крепость, чем хлеб на корню, да и если их угонят враги, можно отбить. На всех фронтирах, от казаков до ковбоев, скотоводство опережало земледелие.
Если предположить, что долго был мир и застава разрослась, то это все равно не будет город - сначала должны появиться крестьянские фермы и распаханные поля, потом, если место сочтут безопасным, начнут перебираться ремесленники и купцы. А дальше просто фронтир нужно будет отодвинуть на день пути парой новых застав.

Оффлайн shadeofsky

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 647
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #19 : Января 23, 2016, 20:47 »
Ну да, с 3000 человек, это я дал лиху...
Теперь склоняюсь к "не более чем 1800", а, может быть, раза в два меньше.

Совершенно точно там есть кузнец и шорник. Кузнец, в основном, для крепости. Вероятно стадо есть, это логично, поэтому и шорник есть (если не ошибся, и именно он занимается работой с кожей). Полей, в смысле громадных возделываемых участков земли, точно нет. Но какие-никакие огороды быть должны. Торговцы приезжают, чтобы обменять "товар" от охотников, который стекается в пограничные городки, на предметы первой (ну, не последней) необходимости.


Оффлайн Allunir

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 117
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #20 : Января 23, 2016, 22:52 »
Лично мне кажется, что как-раз таки южнорусский фронтир хорошо подойдет. Население частично казакует, 40 обозначенных бойцов это первый эшелон,ополчение из местных второй эшелон, сотник-казацкий старшина. Налажена система оповещения о набегах кочевников. Разводят и лошадей и др. скот на продажу. Высокие урожаи зерновых на степном черноземе. Символические налоги в метрополию. Крестьянская община может нанимать приключенцев для защиты от монстров. И т.д.

И отдельно, сборщики налогов никуда не едут, подати посылают сами податные в оговоренном количестве, в оговоренный срок, иначе силовое изъятие, объем определяет изымающий.
« Последнее редактирование: Января 23, 2016, 22:56 от Allunir »

Оффлайн Karel.Wintersky

  • Администратор
  • Завсегдатай
  • ******
  • Сообщений: 312
  • Теплый, добрый, пушистый
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #21 : Января 24, 2016, 06:39 »
Возможно этот документ будет тебе полезен: https://dl.dropboxusercontent.com/u/48644575/Dungeon/Medieval_Demographics_Made_Easy.zip

Оффлайн Ангон

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 734
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #22 : Января 24, 2016, 10:49 »
Шорник делает упряжь для лошадей, если я ничего не путаю (синоним - седельщик), сапоги тачает сапожник, предварительной обработкой кожи занимается кожемяка и т.д. Если этим всем один человек занимается, то он кожевник.
Но в целом верно - получается не город, а застава на (относительно) спокойном фронтире. То есть никаких каменных стен, трехэтажных домов, ремесленных цехов и торговых гильдий (таверна может быть, да). Основное население - солдаты, скотоводы и, возможно, земледельцы - и все неплохо с оружием обращаются. Ремесленников живет немного, только первой необходимости, торговцы здесь не живут, только приезжают изредка вместе с государевыми караванами. Соответственно, никакого совета торговцев и ремесленников, если какой совет и есть, то только всех свободных мужчин-воинов в поселении (казаков :) ), и выбирает он старшину, который глава ополчения и помощник коменданта.
« Последнее редактирование: Января 24, 2016, 14:03 от Ангон »

Оффлайн Abash

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 304
  • "...а вы уж тут - как-нибудь сами..."
    • Просмотр профиля

Оффлайн shadeofsky

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 647
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #24 : Января 24, 2016, 14:27 »
Действительно, поселение типа того, где жили казаки смотрится логичным. Но, во-первых, хотелось бы получить "типичный" фентезийно-средневековый европообразный городок. Во-вторых, сам город не в степи. Он на границе очень лесистой местности и лесостепи. Раз есть храм с реликвией, возможно есть и паломники. Торговцы заходят, потому что это единственный более-менее защищенный населенный пункт в округе, куда свозится ценная добыча. Какие-никакие лавочники в городке быть да должны, полагаю. Едва ли разумно на границе разводить большие поля, но что-то все-таки выращиваю. Идея со скотом раньше мне в голову не приходила, но вполне логичная, так что стадо должно быть. Может есть и лошади, но их в городе держать едва ли будут?
И вообще, по духу это такой "медвежий угол", пока никто серьезный не нападает, до этого городка мало кому есть дело.

Вообще, государства там есть, но они очень похожи на города-государства Фаэруна (если не ошибаюсь, давно уже не читал ничего оттуда). В каждом государстве есть парочка очень крупных городов (едва ли больше десятка таких), а остальные поселения поменьше. В этой стране самый крупный и процветающий город - столица. Строй монархический, есть с десяток древних знатных родов, которые управляют субъектами страны. Там, где они заседают - другие крупнейшие города, все пучком. Такие города управляются аристократией. У каждого из десятка аристократических семейств есть определенный сильный магический дар, что позволяет им контролировать как город, так и округу, обеспечивая надежную защиту от тварей.
Кроме аристократического правления есть города военизированные, типа обсуждаемого сейчас городка, которые по сути являются заставами. Но так же, наверняка, есть города управляемые, скажем так, дельцами. Не знаю уж советом, торговцев/ремесленников. или кем.

P.S. Подскажите, пожалуйста,  можно ли тут в сообщении отвечать конкретному человеку?

Оффлайн Witcher

  • Eternal Order
  • Старожил
  • *
  • Сообщений: 1 669
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #25 : Января 24, 2016, 15:46 »
Раз есть храм с реликвией, возможно есть и паломники.
Сколь-либо значимый храм в условном средневековье строился десятилетия, и реликвии просто так в них не попадали.  Кроме того, сколь-либо серьезную реликвию на абстрактном фронтире точно не оставят. Поэтому наш городок фронтира плавно превращается в таки полноценный город.


P.S. Подскажите, пожалуйста,  можно ли тут в сообщении отвечать конкретному человеку?
Есть кнопка 'цитировать' в правом верхнем углу сообщения. Оно вставляет теги цитирования с бэклинком, из которого можно вырезать ненужное.

Оффлайн Ангон

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 734
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #26 : Января 24, 2016, 15:53 »
Да, реликвия и большой храм в пограничной заставе смотрятся странно (для реального мира, по крайней мере). Тут надо понять, что именно там лежит и каких паломников привлекает, но вообще в Средние Века часто в очень значимых местах (например, на Куликовом Поле) рубили часовни или небольшие деревянные церковки, потому что каменный храм строить долго и дорого, а на границе - еще и глупо.

Оффлайн shadeofsky

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 647
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #27 : Января 24, 2016, 16:36 »
Ну да, тут многое строилось по принципу гладиолуса... Почему там есть храм - потому что гладиолус!
Все поселение возведено на более древних руинах. Сначала была крепость. Потом, когда в тех местах началось твориться всякое непотребство, приведшее к упадку всех стран в той части света, крепость едва ли устояла. Но в тех местах произошла значимая битва, в которой "силы тьмы" были отброшены, а многие жизни спасены. Вероятно, некий герой, который внес значительный вклад в победу, был там повержен. Одна из его вещей (пока не решил ,что именно) стала реликвией. Сначала ее почитали как память о герое, а потом она (видимо напитавшись верой) стала отгонять всякое нехорошее. В общем, так или иначе, реликвия оказалась в храме, вполне возможно храм для нее о возвели. Под храмом я подразумеваю не Кафедральный Собор, а здание примерно похожее на небольшую католическую церковь.
Не думаю, что народ там чересчур религиозный, но существование богов, святых и всего подобного под сомнение никто не ставит. Другое дело, что "пока гром не грянет...".


Оффлайн Abash

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 1 304
  • "...а вы уж тут - как-нибудь сами..."
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы демографии и не только (фентези)
« Ответ #29 : Января 24, 2016, 17:08 »
Ну да, тут многое строилось по принципу гладиолуса... Почему там есть храм - потому что гладиолус!
Я-то думал, когда мы до этого дойдем. Начали со "потребовалось смоделировать городок" закончили - "потому что гладиолус". Думаю, еще пару страниц испишем и поймем, что кроме гладиолуса и не надо ничего.