Проголосовало пользователей: 49
Фраза "О мёртвых либо хорошо, либо ничего" - изначально на латыни была. "De mortuis aut bene, aut nihil".Связано её появление с тем, что древние римляне верили в загробную жизнь и почитали, и боялись мертвецов. Собственно, чтобы не будить лихо и была придумана фраза.В современном мире её чаще всего применяют к разного рода отребью, которое всю жизнь гадило на окружающих людей и потом сдохло.PS: по одной из версий, фраза - древнегреческая, от мудреца Хилона пошла. Но дошла до нас в латинском варианте, поэтому я её и обзываю рефлекторно - древнеримской.
В современной культуре это не только страх, но и некое элементарное проявление уважения (не в последнюю очередь к самому себе), так как мертвый, что ты не скажешь, ответить не может – ни упрекнуть во лжи, ни отстоять свое мнение. Поэтому дурно говорить о мертвых – примерно то же, что говорить дурно о живом человеке у него за спиной, при этом боясь повторить те же слова ему в лицо.Да и уважение/страх перед мертвыми присуще, пожалуй, всем человеческим культурам. Даже сейчас мы справляем поминки, девять дней, сорок дней, завешиваем зеркала, ставим стакан накрытый хлебом и т.д.
В современной культуре это не только страх, но и некое элементарное проявление уважения (не в последнюю очередь к самому себе), так как мертвый, что ты не скажешь, ответить не может – ни упрекнуть во лжи, ни отстоять свое мнение. Поэтому дурно говорить о мертвых – примерно то же, что говорить дурно о живом человеке у него за спиной, при этом боясь повторить те же слова ему в лицо.
Да и уважение/страх перед мертвыми присуще, пожалуй, всем человеческим культурам. Даже сейчас мы справляем поминки, девять дней, сорок дней, завешиваем зеркала, ставим стакан накрытый хлебом и т.д.
Да, кстати. А почему тема находится в "Литературе"?
А о лично знакомых я нечего плохого говорить не буду - мертвые, как правильно заметил Арсений, ответить не могут и высказываясь вроде "мой дед сделал ..." говорящий явно пользуется тем, что в споре участвует только одна сторона, т.е. фактически для спора то, что "ответчик" мертв хорошо (некто не поспорит), а мне кажется, что ситуаций, когда смерть близкого человека на руку быть не должно. Если вы поняли мою мысль.
А можно я буду говорить дурно о человеке, если он этого заслуживает, независимо от его состояния и присутствия в комнате? Или так нельзя?
Какая-то странная постановка вопроса – “можно или нельзя”. Можно или нельзя говорить плохо о человеке у него за спиной? Можно или нельзя продавать БАДы пенсионерам? Можно или нельзя пользоваться пиртским ПО? Вопрос-то должен быть “является ли это осуждаемым поступком в современном обществе?”. Я считаю что скорее да.
И не только мы. Как я уже писал, определенные ритуалы связанные с мертвыми являются частью современной (и не только) культуры.
Среди нормальных современных людей назвать сдохшего убийцу или грабителя убийцей или грабителем не является осуждаемым.
Вообще говоря, очень трудно проверить. Дело в том, что "нормальные" (психически здоровые?) современные люди, пусть даже русскоязычные, например - очень разнородная группа. Обычно, когда говорят такое, подразумевают "в моём кругу общения" - а отношение к этому может быть очень разным.
Обычно под этим подразумевают "у людей, которых я считаю нормальными".
Я просто показал, что обобщение "мы" - это меньше людей, чем вам кажется.
Допустим, есть гражданин Вася. У гражданина Васи есть родственник Петя. Петя совершает серию убийств с грабежами, после чего подыхает. Васе запрещено говорить, что Петя был убийцей и бандитом? Запрещено ли остальным членам семьи говорить, что Петя был убийцей и бандитом? Запрещено ли говорить об этом остальным людям?
Наверное, это больше говорит о тебе и твоем круге общения, чем еще о чем-то.
Мой point изначально был в том, что уважение/страх перед мертвыми присуще большинству культур, включая современную российскую (да простит меня Геометр за это обобщение). Ты не справляешь 9 и 40 дней – но у тебя не возникает вопроса, что это такое. Увидев стакан накрытый хлебом рядом с портретом, ты сразу поймешь, что тут недавно кто-то умер. Ну, и так далее.
Поэтому утверждение, что это выражение является неким гротескным пережитком отношений древних римлян с загробным миром, едва ли является верным.
Это очень крайний случай.
В моем понимании это правило относится к куда более бытовому "хорошо" и "плохо".
Какие-то не слишком приятные черты характера, раздражавшие или обидевшие поступки, мелкие грешки и т.п. Не, "Он был бандитом и убийцей", а "Ой, какой же он был склочный, ужас, и надо было ему с той работы уходить еще 99-ом, а не тянуть несколько лет, я ж ему столько раз об этом говорил, столько раз об этом говорил, а он ..."
Если у тебя круг общения тождественно равен списку людей, которых ты считаешь нормальными, то не стоит это проецировать на остальных.
Именно этим оно и является.
Я не очень понимаю, откуда ты это взял.
Нет, так как уважение/страх перед мертвыми присуще большинству культур, включая современную российскую.
Более того, как говорил другие люди выше по треду, сейчас это выражение значительно изменило смысл, по сравнению с древнеримским.
Мое мнение:1. Если речь идет об общественном деятеле (или анти-деятеле, например убийце), то можно и нужно говорить о нем правду.2. Если речь идет о частном лице - то нет, либо хорошо, либо ничего.
Из твоего же сообщения. Ты взял, процитировал две моих фразы про "нормальный людей" и с величайшей точностью сделал заключение:
Кстати, попытайтесь обосновать, что современная российская культура включает в себя страх перед мёртвыми.
Чего люди только не придумают, чтобы оправдать подохших сволочей.
Давайте уж ссылки на толковые словари.
Что нужно сделать, что стать общественным деятелем или анти-деятелем? Можно ли перестать им быть? Если да, то как? Изменится ли от этого твоё отношение?
1. Если речь идет об общественном деятеле (или анти-деятеле, например убийце), то можно и нужно говорить о нем правду.
Если человек сплетник, то ему пофиг что обсасывать. Такие мелкие вещи (если они не повлекли катастрофических последствий) обычно никто не вспоминает ещё и при жизни.
А как в "бытовом хорошо или плохо" позиционируется убийство?
Вообще, не надо ж настолько буквально и резко воспринимать "хорошо или ничего".
Основная беда - применимо к общественным деятелям понятие "правды" (в смысле оценки) очень расплывчато. Любой сколько-нибудь крупный деятель порождает разные оценки, иначе это не деятель, а человек, который никому не сумел наступить на хвост. Наглядный пример из текущей реальности - ну, допустим, Сталин. Попробуйте-ка дать ему такую оценку, которая бы всеми без исключения воспринималась как "правда".
Вторая беда (update - уже отмеченная) при таком подходе - начиная с какого момента о человеке можно говорить правду? Если он оказал существенное влияние на некоторую группу людей? Для этого не надо быть общественным деятелем - можно, например, существенно повлиять на судьбу всей своей семьи, при этом будучи совершенно не публичным человеком. И наоборот - публичная должность сама по себе не обязательно значит, что человек серьёзно на кого-то влияет.
Во-первых, сплетников хватает.
Во-вторых, скажем, на характер/взгляды/т.п. человека, с которым постоянно приходится общаться, люди жалуются очень даже часто. Потому что все эти вещи точно так же часто бывают далеки от идеала.
Вообще, не надо ж настолько буквально и резко воспринимать "хорошо или ничего". А то выходит обычное абсурдное обсуждение коня в вакууме. Потому что "Если убийца умер, то о нем вообще нельзя говорить, что он - убийца" - это именно абсурд.
Теперь вот начали обсуждать точное определение "общественного деятеля". Окститесь. Вы ж не в матмоделе живете.
А мне кажется, не надо настолько серьёзно и ответственно относиться к кормлению тролля.
III.2 Запрещены оскорбления в любом виде - открытые и завуалированные, относящиеся к любым людям, вещам или явлениям. Если кто-то или что-то вызывает ваше неудовольствие, выразите его предельно корректно и аргументировано.
Если жалуются заслуженно, то почему это надо скрывать?
Однако, граждане настаивают именно на этом.
Кто предлагает "скрывать"? Просто не фокусироваться на негативе.
Это борьба с пугалом и deductio ad absurdum.
"De mortuis aut bene, aut nihil".
Это вариация на тему греческой пословицы «О предках - только лучшее!».