реальность-то не должна зависеть от языка и политической географии!
А где сейчас происходит дематематизация науки? Глобальная, масштабно-дисциплинарная?
если критерий Поппера не выполняется, то это уже не наука.
Если же в общем, то речь идет об обнаружении феномена несводимости объекта познания к единице и о принципиальной невозможности взаимозаменяемости образцов.
Ну Поппер на удивление тоже философ
Реальность таки зависит от языка, хотим мы этого или нет
Этот "феномен" обнаружен был, извините, ещё греками как минимум, что отнюдь не сделало науку невозможной
научное познание по определению работает с повторяющимися признаками и общими закономерностями, причём с возникновения науки как таковой
Вы меня извините, но то что Поппер - философ, мало влияет на то, что его критерии вошли в другие структуры.
от языка зависит наше восприятие и описание оной, а не сама реальность. Если речь о том, что язык имеет значение - да, но язык-то тоже часть реальности, не забывайте.
ЗЫ Наверное проблема в головах (или точнее в голове), но почему-то я забыл указать определения. Я рассматриваю науку как социальный институт по производству, хранению и трансляции нового знания. Возможно это что-то прояснит.
Например такой критерий научности как "все, что научное сообщество таковым считает", так же никуда не девался и не более основателен.
Любые "критерии" научности, лишь постулируют "как", не объясняя "почему"
Реальность таки зависит от языка, хотим мы этого или нет .
Однако дальнейшее развитие науки, вкупе с разрушением христианского мировоззрения, на которое она опиралась, подмывает почву под ней, делая ее безосновательной во многих отношениях. Попробуйте обосновать науку вне веры в единый источник разума и природы. Марксисты проделали колоссальную работу в этом направлении, но так и не добились успеха. Любые "критерии" научности, лишь постулируют "как", не объясняя "почему". Во многом это так в силу того, что мало кто из современных ученых сегодня понимает невозможность научного мышления вне христианской парадигмы мышления. Формально, наука находится в подвешенном положении, когда есть вера, совершаются открытия, но задумываться об основаниях очень опасно, потому что их собственно уже нет.
ы извините, но ваше определение "производство, хранение и трансляция нового знания" видится мне чрезмерно расширенным - потому что религия, к примеру, тоже занимается получением, сохранением и трансляцией знания, просто иного рода и основанного на принципиально иных методах получения, но никто же не ставит знак равенства между наукой и религией или между наукой и некоторыми аспектами искусства...
Очень огрублённо - если брать то, из чего выросла современная научная деятельность в Европе (постижение природы как инструмент, опять-таки, предельно огрублённо, постижения бога), то довольно быстро выяснилось, что существование бога (в большинстве его определений), вообще говоря, является лишним допущением на фоне признания единства принципов устройства природы. Что, однако, почти совершенно не затронуло полученное до этого знание - мы спокойно пользуемся ньютоновской физикой, и, что немаловажно, заложенными им аппаратами для приращения научного познания...
то тут, если я верно помню, существуют как минимум два подхода, так что вы преувеличиваете. Первый - как раз с определением требований (из которых и выводится "почему"), вроде воспроизводимости. Второй - с вынесением вопроса "почему" за рамки, как ненаучного вообще - то есть признанию некоторого уровня произвольности оснований (на что вы намекаете) и работе в границах применимости. Фактически, эти два подхода сойдутся, если отследить их происхождение...
По-моему, тот факт, что наука хорошо работает (и даёт нам такие замечательные плоды как компьютеры и термоядерное оружие) является достаточным для неё основанием.
Дело в том, что данное утверждение является ошибочным исторически. И не быстро, и выяснилось вовсе не в рамках науки.
). Даже методы научной аргументации меняются, когда я впервые услышал "не пытайся все обосновывать, покажи как ты мыслишь и позволь читателю понять это"
Но ни одна из перечисленных областей не является социальным институтом по производству
Мне кажется тут есть некоторое недодумывание проблемы. Требования не может отвечать на вопрос оснований, основания обеспечивают ответ на вопрос, в силу чего эти требования сами по себе являются значимыми.
Что до сужения определения научного до математической физики, то я бы усомнился в его актуальности сегодня. Попробуйте взглянуть на современную науку со стороны, включив в нее все элементы, которые ее реально составляют, не разграничивая реальное, т.е. фактическое на данный момент, содержание на "научное" и "профанацию".
У меня упорное ощущение, что вы упорно пытаетесь методы гуманитарных наук объявить забирающимися глубже, чем они имеют место быть
Вообще-то выяснилось достаточно быстро.
Почему? Достаточно знания о произвольности исходных требований.
P.S. Я, кстати, извиняюсь, что раз за разом игнорирую упоминания, что почва для вас зыбка - для меня тоже, тем более что я временем скован, увы. Но как и вы, по преподавательской привычке не могу не остановиться на том, что видится неточностью.
до веры в единость принципа устройства природы
(не люблю это слово, под ним часто понимают людей, не осиливших математику, в то время как в моих системах оценок она сама является гуманитарной наукой)
Думаете не это же и является причиной моих постов?))
Давайте всё-таки работать в рамках одного языка.
В силу мощной религиозной традиции Европы образы для этого часто берутся из религии - но это точно религиозность?
Вера в единство и постоянство законов природы (равно как и вера в существование окружающего мира вне нашего сознания) - необходимая часть естествознания, потому что без этого на ней можно ставить крест.
P.S.
роль языка для общения и обмена результатами