Здравствуйте, Гость
Блок с содержанием первого сообщения
Эта тема - основная для обсуждения общих вопросов по правилам текущей, четвертой редакции GURPS.
Сообщения, не связанные с обсуждением правил - оффтопик, и могут быть удалены без предупреждения.
Если Ваш вопрос по правилам третьей редакции, укажите это в своем посте.


Архив вопросов и ответов старого форума находится здесь.

Ссылка

Автор Тема: Вопросы по правилам GURPS  (Прочитано 402846 раз)

Оффлайн ejik_026

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 339
  • Хороший спамер - мертвый спамер.
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1860 : Марта 24, 2013, 13:00 »
Dekk
не путай божий дар с яишницей, имелся ввиду револьверный барабан.

Оффлайн flannan

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 326
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1861 : Марта 30, 2013, 11:18 »
Может ли персонаж одновременно иметь No Fine Manipulators и руки, модифицированные Weapon Mount ?

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1862 : Марта 30, 2013, 12:57 »
А что мешает-то?
Цитировать
No Fine Manipulators: You have no body part more agile than paws or hooves. You cannot use your limbs to make repairs, pick locks, tie knots, wield weapons, etc., or even to grasp firmly. You may only select this trait if you have nothing  approaching the human hand in terms of overall versatility. If you have a beak, tongue, prehensile tail, etc. that is as good as a hand, you do not have No Fine Manipulators! -30 points.

А Weapon Mount вроде как не считается конечностью:
Цитировать
Weapon Mount: Instead of an arm, you have a “hardpoint” where you can mount a weapon. This may be biological, mechanical, or a hybrid of the two, depending on whether you are a living being, a machine, or a cyborg. You cannot use this mount for any purpose other than bearing a weapon.

Оффлайн ruslanqa

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 42
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1863 : Апреля 02, 2013, 20:11 »
Какими модификаторами пользоваться для сотворения заклинания, например "Создать огонь" на расстоянии 20 метров от себя? Или обычную таблицу скорость/расстояние?

Оффлайн vlexz

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 582
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1864 : Апреля 02, 2013, 20:17 »
так как это Обычное заклинание (regular spell) то за каждый ярд -1 к чеку
В 20 метрах от себя, соответственно, -20

Оффлайн ruslanqa

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 42
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1865 : Апреля 02, 2013, 20:23 »
так как это Обычное заклинание (regular spell) то за каждый ярд -1 к чеку
В 20 метрах от себя, соответственно, -20
А ссылкой на правила не могли бы поделиться?

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1866 : Апреля 02, 2013, 20:35 »
B, 239
Цитата: Regular Spells
Most spells fall into this class. A Regular spell affects only one subject. Its energy cost assumes a humansized subject – that is, one with Size Modifier 0. For a subject with a positive SM, multiply cost by 1 + SM: х2 energy for SM +1, х3 for SM +2, х4 for SM +3, and so on. There is no cost reduction for a subject with a negative SM. A few Regular spells give special cost schemes that override these rules.
Regular spells work best if you can touch or  see the subject. You do not have to see through your own eyes; any spell that lets you see by magical means will do.
If you cannot touch the subject, apply a skill penalty equal to your distance in yards from the subject; e.g., -5 at five yards. Figure distance at the moment you roll the dice for the spell.
If you cannot touch or see the subject, there is a further -5 penalty. There are two ways to direct such a spell:
• Name a target location. For instance, if you specify “One yard beyond the other side of this door,” you’ll get whoever is standing on the other side of the door. If there is nobody there, you wasted the spell.
• Name a subject; e.g., “The closest person in the next room,” or, “George, who I know is around here somewhere.” The GM determines the actual range to the subject. This is risky! If the subject is farther away than you think – or simply absent – you are inviting failure or even critical failure!

No physical barrier affects a Regular spell. Unless the spell backfires, a Regular spell never hits the wrong target.

И штраф не -20 будет, а -18 если иметь правильный посох, и за увеличение площади можно еще снизить штраф, но тогда заклинание будет дороже.
« Последнее редактирование: Апреля 02, 2013, 20:38 от Nutzen »

Оффлайн vlexz

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 582
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1867 : Апреля 02, 2013, 20:46 »
Добавлю еще комментарий, если хочется использовать обычную таблицу скорости/расстояния, то надо смотреть на заклинание Throw Spell из раздела метамагии (M128), которое можешь сделать любой регулар спелл метательным.

Оффлайн S1mancoder

  • Случайный
  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1868 : Апреля 11, 2013, 12:07 »
Вопрос не совсем по правилам, как вы обычно отыгрываете следующую ситуацию: заметно ли другим персонажам, что, допустим, персонаж Х произвел тотальную атаку и теперь беззащитен? Тот же вопрос про Committed Attack (из MA), дающей -2 к защите.
Я, как правило, бросаю ИН или Восп проверку лучшего боевого навыка со штрафом -2 для того, чтобы не все тотальные атаки были очевидны (без этого они оборачиваются серьезными проблемами для атакующего). И не делаю разницы при описании тотальной и Committed (лучший перевод что я смог выдумать - агрессивная атака), просто сообщаю, что противник открылся.

Оффлайн vlexz

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 582
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1869 : Апреля 11, 2013, 13:58 »
Вопрос не совсем по правилам, как вы обычно отыгрываете следующую ситуацию: заметно ли другим персонажам, что, допустим, персонаж Х произвел тотальную атаку и теперь беззащитен? Тот же вопрос про Committed Attack (из MA), дающей -2 к защите.
Я, как правило, бросаю ИН или Восп проверку лучшего боевого навыка со штрафом -2 для того, чтобы не все тотальные атаки были очевидны (без этого они оборачиваются серьезными проблемами для атакующего). И не делаю разницы при описании тотальной и Committed (лучший перевод что я смог выдумать - агрессивная атака), просто сообщаю, что противник открылся.
Я обычно не скрываю маневры неписей. Предполагается, что персонажи в бою очень тщательно следят за противником, и поэтому могут понять когда тот "открылся" (совершил тотальную атаку).

offtopic
За агрессивную +1, однако у нас была дискуссия ходе которой пришли к варианту Решительная. (Ибо кому-то категорически не нравится агрессивная, а вот у меня когнитивный диссонанс вызывает "Идейная"). Заканчиваю оффтопик, извините, наболело.

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1870 : Апреля 11, 2013, 14:13 »
Вопрос не совсем по правилам, как вы обычно отыгрываете следующую ситуацию: заметно ли другим персонажам, что, допустим, персонаж Х произвел тотальную атаку и теперь беззащитен? Тот же вопрос про Committed Attack (из MA), дающей -2 к защите.
Я, как правило, бросаю ИН или Восп проверку лучшего боевого навыка со штрафом -2 для того, чтобы не все тотальные атаки были очевидны (без этого они оборачиваются серьезными проблемами для атакующего). И не делаю разницы при описании тотальной и Committed (лучший перевод что я смог выдумать - агрессивная атака), просто сообщаю, что противник открылся.
AOA - да заметно, потому что персонаж очень сильно концентрируется на атаке полностью игнорируя защиту.
Committed Attack - да заметно, потому что персонаж открывается/оружие/щит уходит в такое положение из которого его неудобно использовать для блока/парирования/оказывается в неудобной стойке.

Как это не все тотальные атаки очевидны?
AOA (Determined) - Противник тщательно ставит свой удар, полностью открываясь.
AOA (Double) и (Feint) - Противник проводит второй манёвр, подставляясь под удар.
AOA (Long) - Противник растягивается подставляясь под удар.
AOA (Strong) - Противник производит удар с настолько сильным замахом, что оказывается беззащитным.

Telegraphic Attack - противник атакует прямым и очевидным ударом/из самой базовой стойки/"как на картинке в учебнике"

"агрессивная атака" - это плохой, негодный перевод, говорят что надо писать идейная.

Вам правда нравится кидать лишний бросок при каждой атаке, затягивая и без того не особо быструю боёвку?
« Последнее редактирование: Апреля 11, 2013, 14:15 от Nutzen »

Оффлайн flannan

  • Модератор
  • Легенда форума
  • ******
  • Сообщений: 6 326
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1871 : Апреля 11, 2013, 17:12 »
Согласно разьяснениям на официальных форумах, все действия в бою, кроме финтов и концентрации без слов и жестов, очевидны любому, кто видит выполняющего действие. Финты выглядят как проваленные атаки.

Оффлайн S1mancoder

  • Случайный
  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1872 : Апреля 12, 2013, 12:37 »
Спасибо за ответы. Мнение официальных правил на этот счет (в лице оф. форума) понятно.
AOA (Determined) - Противник тщательно ставит свой удар, полностью открываясь.
Однако, все же я не могу до конца представить, каким образом боец "ставит удар". Звучит так, как будто он особенно медленно замахивается, тщательно примериваясь, что, вообще говоря, выглядит странно и снижает эффективность атаки - у противника будет время подготовится к удару. Ну а если скорость атаки та же, что и обычно, то все же как визуально различить, что это именно тотальная точная? Мне казалось, что тотальные атаки, во многом, передают лишь факт умственной и физической концентрации на ударе, что, вообще говоря, может быть не так уж и заметно. И отсутствие защиты вызвано тем, что человек не готовился защищаться (полностью концентрируясь на атаке), а не тем, что это в принципе невозможно.
Конечно, в случае сильной и дальней все более менее представимо, однако, мне кажется, что не слишком опытному бойцу будет не так-то просто вовремя понять, что именно после такой атаки оппонент защититься не сможет.
И ещё вопрос - при описании действия будет ли  Агрессивная атака отличаться от Тотальной? (Идейная звучит полубезумно, Решительная мне тоже не очень нравится; надеюсь, никто не против, если я буду использовать другое название) Просто как правило, я не объявляю маневры в терминах игровой механики, а стараюсь описывать так, как бы это выглядело.  Ну, допустим, "рыцарь, широко размахнувшись, с криком обрушил свой клинок на противника" может передавать  как Агрессивную, так и Тотальную (обе Сильные). Мне кажется при описании едва ли возможно провести объективную грань между ними.

Вам правда нравится кидать лишний бросок при каждой атаке, затягивая и без того не особо быструю боёвку?
При использовании электронного кубика все не так плохо. К тому же, вполне возможно написать нехитрую программу и делегировать часть расчетов ей.

Оффлайн Льдан

  • Illuminated Order of GURPS
  • Частый гость
  • *
  • Сообщений: 191
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1873 : Апреля 12, 2013, 13:52 »
"AOA (Determined) - Противник тщательно ставит свой удар, полностью открываясь."

Вполне себе верно. Я вот довольно давно боксом занимаюсь, так вот такой удар это удар с полной концентрацией внимания именно на атаке. Т.е внимание предельно собранно, чтобы точно попасть, зато каких-то встречных уже сам не успеваешь увидеть. Когда бьешся осторожно, то при нанесении ударов больше не на свой удар акцентируешь внимание, а на движения противника.

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1874 : Апреля 12, 2013, 15:36 »
Однако, все же я не могу до конца представить, каким образом боец "ставит удар". Звучит так, как будто он особенно медленно замахивается, тщательно примериваясь, что, вообще говоря, выглядит странно и снижает эффективность атаки - у противника будет время подготовится к удару. Ну а если скорость атаки та же, что и обычно, то все же как визуально различить, что это именно тотальная точная? Мне казалось, что тотальные атаки, во многом, передают лишь факт умственной и физической концентрации на ударе, что, вообще говоря, может быть не так уж и заметно. И отсутствие защиты вызвано тем, что человек не готовился защищаться (полностью концентрируясь на атаке), а не тем, что это в принципе невозможно.
Конечно, в случае сильной и дальней все более менее представимо, однако, мне кажется, что не слишком опытному бойцу будет не так-то просто вовремя понять, что именно после такой атаки оппонент защититься не сможет.
А зачем персонажу знать какая атака в него идёт - простая, идейная, тотальная или защитная?
Он в любом случае будет использовать дисбалансное абсолютное уклонение свою наиболее успешную активную защиту, чтобы спасти свою тушку от 1д+1 режущих повреждений, даже если у него ДР 6 по всему телу. А бьют ли его AOA (Determined) или же AOA (Long) его не волнует, его волнует только то что она не должна попасть в него.

Вы ведь не говорите игрокам какие бонусы и шрафы получает их персонаж не только в бою, а вообще, да?

Неопытный боец это какой боец, можно пожалуйста пояснение, желательно в системных терминах, если можно?
Потому что в рамках системы такого термина нет вообще.
А, насколько я помню, в MA (который вы наверняка читали раз используете идейные атаки и мартиальные манёвры), приводится мнение, что неопытным бойцом считается любой персонаж у которого нет "Combat Reflexes", либо [1] в боевом навыке, либо Combat Art/Sport навыка на уровне DX+3. И в начале боя ему требуется делать Fright Check, при успехе которого в бою он ограничен между All-Out Attack и All-Out Defense.

И ещё вопрос - при описании действия будет ли  Агрессивная атака отличаться от Тотальной? (Идейная звучит полубезумно, Решительная мне тоже не очень нравится; надеюсь, никто не против, если я буду использовать другое название) Просто как правило, я не объявляю маневры в терминах игровой механики, а стараюсь описывать так, как бы это выглядело.  Ну, допустим, "рыцарь, широко размахнувшись, с криком обрушил свой клинок на противника" может передавать  как Агрессивную, так и Тотальную (обе Сильные). Мне кажется при описании едва ли возможно провести объективную грань между ними.
Почему она вообще должна отличаться?
Если вы играете с персонажами у которых есть навык не менее чем на уровне DX, или есть Combat Reflexes, то им это всё очевидно. Просто потому что у них есть опыт, они знают стойки и удары.
Возможно при подробном и активном использовании стилей подобный вопрос и имеет смысл, но когда я водил игру по мартиальным артистам я не рассматривал этот момент потому что это замедление темпа.

При использовании электронного кубика все не так плохо. К тому же, вполне возможно написать нехитрую программу и делегировать часть расчетов ей.
В электронных кубиках нет души.

Оффлайн Akuma Zen

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 483
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1875 : Апреля 13, 2013, 16:17 »
подскажите, пожалуйста, если атака имеет павер Cosmic (Irresistible attack) и игнорирует броню, то игнорирует ли она Damage Reduction?

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1876 : Апреля 13, 2013, 16:40 »
Он cosmic?

Оффлайн Dekk

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 305
  • Meh Warrior
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1877 : Апреля 13, 2013, 16:42 »
Цитата: BS p.103
Irresistible attack. Your attack does negate the target’s protection; e.g., an Innate Attack that ignores DR, or Mind Control that ignores Mind Shield. The target may still attempt an active defense against the attack, if applicable. You cannot combine this enhancement with other “penetration modifiers,” such as Follow-Up (p. 105). +300%.

Оффлайн Akuma Zen

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 483
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1878 : Апреля 13, 2013, 16:42 »
кто, Damage Reduction или атака? вопрос возник из-за того, что Damage Reduction не совсем броня.

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1879 : Апреля 13, 2013, 16:44 »
Цитировать
Defense or countermeasure.
Your defensive trait provides its usual benefits against offensive abilities modified with the Cosmic enhancement. +50%.

Оффлайн Akuma Zen

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 483
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1880 : Апреля 13, 2013, 16:49 »
мне нужны не контр меры против павера, а узнать, работает ли Damage Reduction, когда персонажа атакуют при помощи атаки с Cosmic (Irresistible attack), так как он не является бронёй в прямом смысле слова, а уменьшает полученный вред.

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1881 : Апреля 13, 2013, 16:52 »
Irresistible attack игнорирует броню.
Damage Reduction не является бронёй.
Damage Reduction игнорирует Irresistible attack и урон считается по правилам.

Оффлайн S1mancoder

  • Случайный
  • Сообщений: 4
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1882 : Апреля 15, 2013, 17:14 »
А зачем персонажу знать какая атака в него идёт - простая, идейная, тотальная или защитная?
Дело в том, что согласно официальному форуму, персонаж всегда может определить маневр противника. Это очень важно, когда атака уже прошла; например, если она была тотальной, то его будут сразу же и много бить (зная, что он не сможет защититься).

Почему она вообще должна отличаться?
Опять же так как все маневры очевидны, можно ли описать их иначе, чем напрямую игровыми терминами, чтобы разница осталась? По видимому, нет.

Просто, судя по всему Тотальная (Точная) Атака, Агрессивная (Точная) Атака и просто Атака при описании боя без использования терминов (т.е. так, как это выглядит) не различаются для игрока. (Да и вообще внешне никак не различаются, для НПЦ тоже)

Неопытный боец это какой боец, можно пожалуйста пояснение, желательно в системных терминах, если можно?
Речь идет о весьма субъективном представлении о неопытных персонажах, просто странно, что любой крестьянин в состоянии понять, что и как происходит в бою, причем весьма и весьма подробно.
Использование определения неопытного бойца в МА с запретом на распознавание типа атаки для таких персонажей выглядит весьма логично, но мне больше нравится проверка (например, ор. навык-2).

Оффлайн Akuma Zen

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 483
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1883 : Апреля 16, 2013, 16:30 »
подскажите, пожалуйста, если оружие имеет конечный уровень урона, который может нанести, например, большой нож ограничен силой 18, значит ли это, что бонусы к урону сверх этого, например, от Обученный мастером или за качество оружия, уже не будут учитываться, так как это сверх предела?

Оффлайн Кот Чеширский

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 255
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1884 : Апреля 16, 2013, 16:36 »
подскажите, пожалуйста, если оружие имеет конечный уровень урона, который может нанести, например, большой нож ограничен силой 18, значит ли это, что бонусы к урону сверх этого, например, от Обученный мастером или за качество оружия, уже не будут учитываться, так как это сверх предела?
За качество - нет, за мастера оружия - да. Про остальное не помню.

Оффлайн Agt. Gray

  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1885 : Апреля 16, 2013, 16:38 »
Цитировать
За качество - нет, за мастера оружия - да.
Подскажи страницы, плз.
« Последнее редактирование: Апреля 16, 2013, 16:44 от Agt. Gray »

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1886 : Апреля 16, 2013, 17:04 »
Цитировать
The minimum Strength required to use the weapon properly. If you try to use a weapon that requires more ST than you have, you will be at -1 to weapon skill per point of ST you lack and lose one extra FP at the end of any fight that lasts long enough to fatigue you.
For a melee weapon, your effective ST for damage purposes cannot exceed triple the weapon’s minimum ST. For instance, a large knife has minimum ST 6, so its “maximum ST” is 18; if your ST were 19+, you would compute your damage as if you had ST 18.
Natural weapons (e.g., a punch or kick) have neither minimum nor maximum ST.
Вроде должно быть так:

Если у нас 30ST, Weapon Master (Large Knife) и мы бьём Very Fine Large Knife, то урон будет таким:

sw 3d[сила, кап на 18ST] +2 [качество] +6 [Weapon Master (Large Knife)] -2[особенность оружия] = 3d+6 cut
thr 1d+2[сила, кап на 18ST] +2 [качество] +2 [Weapon Master (Large Knife)] = 1d+6 imp

Оффлайн Двадцать Третий

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1887 : Апреля 16, 2013, 17:39 »
Доброго времени суток,  у меня вот такой вопрос
Допустим маг использует преимущество Super-Memorization, он запоминает какой то спелл, и вот вопрос. Что нужно кидать что бы его с кастовать? ИН+Магичность?
Или ИН+Магичность+Очки которые потрачены на слот.

Я просто до конца не понял это описание
Цитировать
Супер-запоминание (Super-Memorization):
Вы получаете
новые способности быстрым
обучением с подходящего носителя (книги, фильм, магнитная лента и т.д.) – обычно по
секунде за очко персонажа. Выможете «забыть» запомненнуюспособность мгновенно.
Цена за
слот – 5 + 3 за каждое очко способности.

Оффлайн Nutzen

  • Illuminated Order of GURPS
  • Завсегдатай
  • *
  • Сообщений: 836
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1888 : Апреля 16, 2013, 17:50 »
Кидаешь против Effective Skill Level - твой уровень навыка после учета всех модификаторов, таках как бонусы вроде Magery или Talent, и минус штрафы за сложность, дальность или ситуацию.

За очки в слоте ты покупаешь очки для уровней навыка от которых определишь свой уровень навыка, что это такое читай в разделе навыков страница 170, примерно.

Оффлайн Двадцать Третий

  • Гость
  • *
  • Сообщений: 13
    • Просмотр профиля
Re: Вопросы по правилам GURPS
« Ответ #1889 : Апреля 16, 2013, 23:15 »
Для уточнения
Маг с Ин 13 и Магичностью 2 берет один слот за 5 очков, тратит ещё 15 очков персонажа  что бы получить 5 очков способности и кастует любой отмемораженый спел с эффективным скиллом 20 ?