Здравствуйте, Гость
Блок с содержанием первого сообщения
Уважаемые Культисты! Недавно я заинтересовался идеей разделения подхода к проектированию игромеханики на "разрешение конфликтов" и разрешение задач". Прочитал это, затем это, затем прошел по ссылкам оттуда и... ничего не понял. Приведенные примеры меня совершенно не удовлетворили.

В документе на английском здесь идея "разрешения конфликтов" критикуется путем сведения целей и задач персонажа в некоторую последовательность, в которой каждая задача служит для достижения более общей цели, а детализация описания снижается с каждым уровнем. ИМХО, ничего принципиально отличного от "разрешения задач" здесь нет: если игрокам интересно ломать сейфы в рамках данного стиля игры, окружения и сюжета, взлом сейфа описывается детализировано, если не интересно, то этот эпизод описывается "в общем", после чего переходим к более интересному/важному эпизоду.

Однако там же в одном из обсуждений говорится о том, что "разрешение задач" отличается от "разрешения конфликтов" тем, что в первом случае при разрешении спорной ситуации осуществляется моделирование этой самой ситуации с помощью некоего не зависящего от игроков механизма, а во втором - распределение нарративных прав между игроками. Эта идея показалась мне и более интересной, и более многообещающей в плане того, что можно сделать на ее основе, однако здесь мне тоже не все ясно.

Внимание, вопрос (заранее прошу прощения в том случае, если он окажется глупым или тривиальным): что именно понимается под "разрешением конфликтов" и в чем особенности этого подхода?

Ссылка

Автор Тема: Культисты, помогите разобраться  (Прочитано 21821 раз)

Оффлайн Agt. Gray

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #90 : Января 25, 2011, 20:38 »
Цитировать
(а) оговариваются ставки конфликта (не обязательно исходы); (б) предполагается, что бросок действительно разрешает этот конфликт.
:good:
Вроде отвечатет всем критериям, что помню. Ушел оценивать на примерах, возможно вернусь с вопросами.

Пока насчет определений: "ставки" = "что бы то ни было, чем каждая сторона рискует в конфликте"?

Оффлайн EvilCat

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 577
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #91 : Января 25, 2011, 20:59 »
Хотя в Универсалисе нет термина "ставки", там есть несколько конкретных вещей, которые описывают конфликт:
  • Конфликт начинается, когда игрок хочет воздействовать на чужие компоненты, а их хозяин не даёт. Или когда один игрок просто покупает препятствие для чужих компонентов.
  • Соответственно, в конфликте всегда есть две стороны - создавший конфликт игрок и игрок-цель. Другие игроки могут присоединяться к той или иной стороне (вроде есть опция для нескольких сторон). Задействованные в конфликте компоненты тоже распределены по сторонам.
  • Пока идёт конфликт, никто не может решить его исход или перехватывать компоненты, уже задействованные в конфликте.

P.S. Вообще вся механика устроена так, чтобы игроки были стимулированы устраивать конфликты и участвовать в них как можно активнее.
P.S.S. Также по доработанным правилам гарантировано, что конфликт разрешится так или иначе в пользу победившей стороны. Не факт, что она получит то, чего добивалась, но как-то игроки должны поощрить её.
« Последнее редактирование: Января 25, 2011, 21:03 от EvilCat »

Оффлайн Dmitry Gerasimov

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2 943
  • Карающее щупальце большой модели
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #92 : Января 25, 2011, 21:12 »
В Универсалисе ставки не оговариваются, если я правильно понимаю это слово.
В приведённом EvilCat примере ставка - победа в битве. Оно оговорена заранее, и без неё и конфликта бы не было.
После того, как конфликт разрешён броском, участники накидывают всякие дополнительные подробности согласно купленным билетам.

Пока насчет определений: "ставки" = "что бы то ни было, чем каждая сторона рискует в конфликте"?
Я предвижу, что "ставки" могут оказаться проблемным понятием, вокруг точного содержания которого ещё развернутся отдельные дискуссии, но в качестве рабочего определения, имхо, вполне годится.

(Я сейчас подумал, что на практике многие при употреблении термина CR подразумевают выполнение ещё одного условия, а именно относительной свободы в формулировании ставок/выборе масштаба разрешения. Скажем, некоторые, возможно, не согласятся с отнесением к CR броска на дамаг в D&D, где ставки полностью определены заранее, но простор участников при выборе этих самых ставок крайне ограничен).

Оффлайн Gix

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 471
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #93 : Января 25, 2011, 21:27 »
Скажем, некоторые, возможно, не согласятся с отнесением к CR броска на дамаг в D&D, где ставки полностью определены заранее, но простор участников при выборе этих самых ставок крайне ограничен).

Лично я бы его не отнес этот бросок к CR по другой причине - фактически, при броске на дамаг невозможен проигрышь конфликта, есть большая или меньшая степень успеха.

И еще такой вопрос - правильно ли я понимаю, что в общем случае "ставка" может быть выражена как в терминах персонажа/игрового мира, так и исключительно с точки зрения игрока (например, когда исход конфликта определяет исключительно передачу нарративных прав)?

Оффлайн Dmitry Gerasimov

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2 943
  • Карающее щупальце большой модели
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #94 : Января 25, 2011, 21:36 »
Лично я бы его не отнес этот бросок к CR по другой причине - фактически, при броске на дамаг невозможен проигрышь конфликта, есть большая или меньшая степень успеха.
Ну и что? Просто исходов больше двух, и все они не столь плохи для инициатора.
А выигрыш/проигрыш - вообще понятие относительное. В ситуации, когда у монстра осталось 5 хитов, снять с него всего 3 - тоже можно воспринять как проигрыш.

Цитировать
И еще такой вопрос - правильно ли я понимаю, что в общем случае "ставка" может быть выражена как в терминах персонажа/игрового мира, так и исключительно с точки зрения игрока (например, когда исход конфликта определяет исключительно передачу нарративных прав)?
Мне очень хочется ответить "нет", но я должен ещё спокойно подумать на этот счёт.

Оффлайн vsh

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #95 : Января 25, 2011, 21:40 »
Я так думаю, что усложнять не стоит. Определение можно сократить до "при CR а) бросок делается только в случае наличия конфликта и б) предполагается, что бросок и дальнейшее описание полностью разрешают конфликт."
В приведённом EvilCat примере ставка - победа в битве. Оно оговорена заранее, и без неё и конфликта бы не было.
Нет, такой ставки нет. Если выигравший игрок контролировал рыцаря, он не обязан рассказывать о победе рыцаря в битве. Его история должна только лишь а) включать более-менее всех использованных в конфликте персонажей и их использованные черты, и б) быть слегка благоприятна для рыцаря. Например, он может оставить рыцаря чуть живым, отправить довольного монстра обратно в лес и ввести нового персонажа, мудрого отшельника, который отыскал и выходил рыцаря. И рассказал ему, где находится чаша грааля.
А мы всегда играли без условия б). Хотя по большей части мы его всё равно соблюдали, но не всегда. Например, вполне допустимым исходом в примере выше был бы побеждённый монстром рыцарь, которого теперь осмеивают все на площадях и перекрёстках. 
Так что или Universalis не CR-система (а она в ряд перечисленных тобой примеров действительно не вписывается), либо CR не требует оговаривания ставок заранее.

Цитировать
(Я сейчас подумал, что на практике многие при употреблении термина CR подразумевают выполнение ещё одного условия, а именно относительной свободы в формулировании ставок/выборе масштаба разрешения. Скажем, некоторые, возможно, не согласятся с отнесением к CR броска на дамаг в D&D, где ставки полностью определены заранее, но простор участников при выборе этих самых ставок крайне ограничен).
True.
« Последнее редактирование: Января 25, 2011, 22:57 от vsh »

Оффлайн Энвер из Нибиру

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 153
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #96 : Января 25, 2011, 23:22 »
Не думал, что мой вопрос вызовет такую бурную дискуссию, и, признаться, сейчас я понимаю еще меньше, чем вчера. Мои мысли по поводу темы:

Определение #1 (нечто похожее высказывалось многими и много раз): "Разрешение конфликтов отличается от разрешения задач тем, что в рамках разрешения конфликтов комплексные игровые события разрешаются одним броском. Акцент при этом делается не на успешности/неуспешности действий персонажа, а на достижении/недостижении им своей цели" (пример про компромат в сейфе и иже с ним).

Анализ: определение никуда не годится, т.к. не раскрывает сути проблемы. Во-первых, как уже говорилось выше, при таком подходе любая цель является задачей в рамках более общей цели, и так до бесконечности. Во-вторых, в рамках этого определения конфликт не отличается от задачи ни игромеханически (в смысле, одну и ту же игромеханику можно использовать и для разрешения конфликтов, и для разрешения задач), ни с точки зрения отыгрыша (в обоих случаях игрок, обладающий нарративными правами, описывает, что произошло дальше). В-третьих, если принять это определение, то в рамках одной и той же игровой системы могут одновременно использоваться и разрешение конфликтов, и разрешение задач (если данным игрокам в рамках данного мира, стиля и сюжета интересно возиться со взломом сейфа, то можно моделировать взлом хоть 10 бросками, если же не интересно, то весь процесс получения компромата может разрешаться одним броском). В-четвертых (последних и самых главных) я не понимаю, какие преимущества дает разрешение комплексного события одной проверкой.

ИМХО, если принять это определение, то получается, что различие разрешения конфликтов и разрешения задач является излишней сущностью, логической ошибкой, элементом дискурса1, и не имеет никакого практического значения.

Определение #2 (от Agt. Gray'a):

Цитата: Agt. Gray
Разрешение задач:
- Допрашиваю парня!
*звук дайсов*
- Успешно! Так раскололся, что уже можно шить дело.

Разрешение конфликтов:
- Шью дело!
*звук дайсов*
- Успешно! Наверное, за счет того, что раскололся на допросе.

Остроумно и интересно само по себе, но я не уверен, что правильно его понимаю. От анализа воздержусь вплоть до получения разъяснений.

Определение #3 (от Gremlin'а):

Цитата: Gremlin
...основное различие этих подходов вовсе не в масштабе, а в распределении полномочий и возможностей между игроками и мастером.

В ТР за мастером всегда остается последнее слово в определении того, каким именно способом может или не может быть достигнута цель и насколько сложным этот способ будет. Игрок может предлагать варианты, обычно в форме "исследующих вопросов" типа "а там есть окно? А можно в него залезть?", но решает есть ли там окно и сложно ли в него пролезть, именно мастер.

В КР после определения "степени удачности" игрок сам может придумывать есть ли там окно и с какими трудами его персонаж в это окно пролез.

Ну и второе коренное отличие - в ТР сначала придумывается способ, потом "реализуется", потом становятся понятны результаты.... В КР сначала становятся понятны результаты, а потом под них "подгоняется" последовательность описываемых действий...

Анализ: это определение ближе всего к тому, что я сам думаю о данной проблеме. Конкретизирую на примере из моего опыта.

Цитировать
Есть некоторая самодельная легкая система, состоящая из нескольких подсистем. В числе этих подсистем есть блок правил, описывающий амплуа "Вора" (в широком смысле: от D&D'шного сапера до "благородного разбойника" и "трикстера"), и включающий в себя одну исчислимую характеристику, которая влияет на успешность действий вора в целом,  и несколько качеств, описывающих доступные вору спецспособности и профессиональные трюки.

Перед вором стоит задача проникнуть в дом к некоему вельможе и украсть у него некий скипетр (сюжетная точка вроде узла графа). Делается проверка "воровской характеристики". Если проверка успешна, то нарративные права переходят к игроку, играющему за вора, после чего игрок описывает, как именно вор проникает в дом и что именно он находит внутри... и так до следующей сюжетной точки. Скажем, в доме есть сигнализация (это изначально известно мастеру и неизвестно игроку), которая должна сработать при похищении скипетра. Если у вора есть качество "Специалист по системам сигнализации" (или, скажем, вор заранее подкупил кого-то из слуг и узнал от него о сигнализации), то мастер сообщает об этом игроку и тот учитывает эпизод с обходом сигнализации в своем рассказе. Если же вор не знает о сигнализации, то она срабатывает в момент похищения скипетра, после чего нарративные права возвращаются к мастеру.

Предположим, что вор изначально провалил попытку проникнуть в дом. В этом случае нарративные права остаются у мастера, икоторый рассказывает что произошло дальше: нарвался ли вор на охрану (другая сюжетная точка), или же он понял, что проникнуть в дом с улицы категорически невозможно и решил поискать обходной путь (третья сюжетная точка). В первом случае персонаж может использовать амплуа "Воин" (описываемое другой подсистемой, в целом устроенной аналогично "воровской") и сразиться с охраной, либо бежать и отказаться от попытки проникновения, во втором - соответственно амплуа "Диггер" для проникновения в подвал дома через канализацию, etc.

Аналогично, если происходит столкновение между двумя персонажами, то производится противопоставленная проверка "воинской характеристики", после чего нарративные права переходят к победителю и остаются у него до следующей сюжетной точки (окончания условного "раунда", описывающего не конкретный период времени, а некий обобщенный эпизод поединка произвольной длительности), либо до применения его оппонентом "комбо-брейкера" (качества из амплуа Воина, позволяющего в некоторой ситуации "перехватить" инициативу), либо до вмешательства мастера.

Такой подход представляется мне и перспективным, и интересным, да и субъективно нравится. Насколько это близко к "разрешению конфликтов"?

Определение #4 (от EvilCat): "Конфликт возникает тогда, когда игрок хочет воздействовать на чужой компонент (персонажа другого игрока, например), а владелец не даёт..."

Анализ: это утверждение представляется мне архиважным. "Конфиликт" здесь - это именно "конфликт между игроками", а не дурацкое "разрешение-но-танцуем-от-цели-а-не-от-средства". Скажем, персонаж игрока пытается взбежать на отвесную стену, а мастер не позволяет ему этого и требует делать проверку. Здесь мы видим не столько моделирование конкретного действия "взбегание-на-стену", сколько спор между игроками:

Цитировать
Игрок: "Мой персонаж может взбежать на эту стену."
Мастер и/или другие игроки: "Не верим, что это возможно, давай кидай кубики".
Кидаются кубики и определяется, как повлияет попытка взбежать на стену на дальнейшие игровые события.

В целом высказаться по этому поводу я еще не готов, нужно все обдумать.

Не осилил тему до конца, т.к. слишком много постов. Возможно, что это сообщение будет обновляться мной по мере дальнейшего прочтения.

Примечания:

1. под "дискурсом" я понимаю трёп на заданную тему, свойственный некоторому лицу или тусовке и используемый в основном в полемических целях. Дискурс может быть более или менее убедительным, но в любом случае он бесконечно далек от истины и ее поиска.
« Последнее редактирование: Января 25, 2011, 23:26 от Энвер из Нибиру »

Оффлайн Agt. Gray

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 2 751
  • Seraphic/8X
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #97 : Января 25, 2011, 23:33 »
Цитировать
Определение #2 (от Agt. Gray'a):
Это не мое, это попытка разобрать изложенное здесь. Сам же я сейчас рассматриваю как наиболее правдоподобное разъяснение от Dmitry Gerasimovа в Ответе #88. Но, как я понял, тебе еще предстоит дочитать.

Оффлайн Энвер из Нибиру

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 153
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #98 : Января 25, 2011, 23:44 »
Цитата: Dmitry Gerasimov
При CR до броска (а) оговариваются ставки конфликта (не обязательно исходы); (б) предполагается, что бросок действительно разрешает этот конфликт.
С моей точки зрения такое разъяснение бесполезно до тех пор, пока не определены понятия "ставка" и "конфликт".

P.S.: нужно пояснить, зачем я все это затеял. Мне необходимы 1) однозначные определения "разрешения конфликтов" и "разрешения задач", с которыми (определениями) согласится большинство; 2) понимание того, в чем заключаются практические преимущества того или иного подхода.
« Последнее редактирование: Января 25, 2011, 23:48 от Энвер из Нибиру »

Оффлайн vsh

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 3 543
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #99 : Января 26, 2011, 00:00 »
По пункту 1) ты успеха, скорее всего, не добьёшься. Пункт 2) - отдельный вопрос, и на него ответы будут другие, завтра набросаю.

Конфликт в данном случае - внутриигровое противостояние людей, сил либо других сущностей, сопряжённое с эмоциональной вовлечённостью игроков.

Оффлайн Арсений

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 709
  • упоительная немезида
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #100 : Января 26, 2011, 00:30 »
Это для какой-то конкретной задумки? Если да, может будет проще поговоить непосредственно о ней?

Оффлайн EvilCat

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 577
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #101 : Января 26, 2011, 00:41 »
Определение #4 (от EvilCat): "Конфликт возникает тогда, когда игрок хочет воздействовать на чужой компонент (персонажа другого игрока, например), а владелец не даёт..."

Это не моё, а механика Универсалиса. Компонент, хозяин компонента, конфликт (оригинальный термин - complication) - это всё местная терминология, чётко определённая в системе. Универсалис приводился как пример системы с явным (на мой взгляд) разрешением конфликтов, а не задач.

Оффлайн Erl

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 679
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #102 : Января 26, 2011, 04:46 »

Не знаю куда, но пара вопросов об универсалисе.

А как разрешится конфликт, если результат броска равный? Ну скажем на примере рыцаря с единорогом и монстра.


Что за монетки (ресурсы) и от куда они берутся и тратятся ли куда-то, кроме как в конфликт?


Или просто скажите, где почитать. Если на английском, то большой текст я не осилю.

Оффлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • *****
  • Сообщений: 7 810
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #103 : Января 26, 2011, 06:48 »
Краткий пересказ на русском есть тут

Оффлайн Энвер из Нибиру

  • Частый гость
  • **
  • Сообщений: 153
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #104 : Января 26, 2011, 08:50 »
Цитата: Arseny
Это для какой-то конкретной задумки?
Пока нет. Я всего лишь хочу раз и навсегда разобраться с терминологией, принятой в этом сообществе.

Тему дочитал, но отвечу по ней позже.

Оффлайн EvilCat

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 577
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #105 : Января 26, 2011, 11:00 »
А я отвечу на пару вопросов об Универсалисе, потому что за более широкую известность системы %)

Как разрешится конфликт, если результат броска равный: Официальный механизм тут немного неудобный, но он приводит к большей драмматичности в развязке. Одна из сторон получает "кубик преимущества", и всё кидается снова. Если опять ничья, то процесс повторяется. Но если играющие не хотят или не имеют возможности перекидывать несколько раз (это бывает неудобно в сети, например), то обычно просто сравнивают по сумме точек на выигрышных костях, у кого больше - победил.

Что за монетки (ресурсы) и от куда они берутся и тратятся ли куда-то, кроме как в конфликт: Монетки тратятся на всё. Они - мера власти над сюжетом и игрой. Любое не-флаффовое описание тратит монетку и поэтому становится важным, становится фактом: факт может быть применён в конфликте, ну и вообще сигнал, что игрок считает это важным для истории. Также за монетки можно устанавливать дополнительные договорённости и правила. Кроме конфликтов, монетки генерируются в начале сцены, и какой-то запас есть с начала.

Подробнее про факты и прочее действительно лучше почитать в РолеВики, ссылку дали выше.

Оффлайн Zlanomar

  • Модератор
  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2 527
  • True Zlan
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #106 : Апреля 02, 2011, 14:57 »
Решил отписаться в этой теме, благо название многообещающее.

Итак, если игроки решают поставленные друг другом (или ведущим) задачи (т.е. "проблем солвинг") - является ли это появлением геймизма? Вернее, присущ ли "проблем солвинг" исключительно геймистской креативной агенде (как я понимаю этот термин)?

Оффлайн Мышиный Король

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 520
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #107 : Апреля 02, 2011, 15:05 »
Решение разнообразных проблем (а кто их может ставить как не мастер?) является образующей основой очень большого числа сюжетов (а уж отчасти - так всех наверное). Поэтому, как мне кажется, ответ: очевидно нет.

Оффлайн Арсений

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 709
  • упоительная немезида
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #108 : Апреля 02, 2011, 15:30 »
Я не уверен, что мы одинакового определяем "problem solving", но мне кажется что нет, не присущ.

Оффлайн Zlanomar

  • Модератор
  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2 527
  • True Zlan
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #109 : Апреля 03, 2011, 00:57 »
Цитировать
problem solving
Если взять в широком значении, разнообразные задачи: от прямых боевых столкновений, до снимания кошек с деревьев.

Также вдогонку, словосочетание "креативная агенда". Правильно ли я понимаю, что она отвечает на вопрос: "Чего [какой тип фана] мы хотим получить от игры?"?

Оффлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • *****
  • Сообщений: 7 810
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #110 : Апреля 03, 2011, 06:26 »
Видишь ли, Zlanomar, решение задач в том или ином смысле есть в любом типе игры. Игра в то, как персонажи часами глядят на цветущую сакуру и периодически вздыхают от глубины переживаний встречается крайне редко - и даже в этом случае у нас есть ставящаяся игроками перед собой задача а-ля "придумать ещё одно хокку".

Для геймизма-степонапа в том смысле, что зафиксирован в The Provisional Glossary на Forge, характерен скорее спортивно-соревновательный подход к задачам (состязание между разными игроками, между игроками и мастером и пр). То есть перед нами поставлена сложная задача - "фан" будем в первую очередь получать от того, что её честно преодолеем (а не, например, от эстетики ситуации). Собственно же решение задач будет и в иных вариантах - и даже темпы решения могут быть такими же, просто игроки фиксируются не на том, каким образом персонаж Петя будет снимать эту чёртову кошку с дерева при помощи перочинного ножика и трёх бумажных пакетов, а на чём-то ином - например, что в этот момент чувствует Петя или что потом скажет Марья Алексеевна, хозяйка кошки...

Про creative argenda - да, это приоритеты получения удовольствия данной группой.
« Последнее редактирование: Апреля 03, 2011, 06:31 от Геометр Теней »

Оффлайн Zlanomar

  • Модератор
  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2 527
  • True Zlan
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #111 : Апреля 03, 2011, 11:04 »
Для геймизма-степонапа в том смысле, что зафиксирован в The Provisional Glossary на Forge, характерен скорее спортивно-соревновательный подход к задачам (состязание между разными игроками, между игроками и мастером и пр).
Я так и думал, к слову. Состязательность, да.
Цитировать
То есть перед нами поставлена сложная задача - "фан" будем в первую очередь получать от того, что её честно преодолеем (а не, например, от эстетики ситуации).
То есть вот это как раз пример геймистской креативной агенды, я правильно понял?

Оффлайн Арсений

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 709
  • упоительная немезида
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #112 : Апреля 03, 2011, 11:10 »
Угу.

Оффлайн Zlanomar

  • Модератор
  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2 527
  • True Zlan
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #113 : Апреля 07, 2011, 18:33 »
А может кто-нибудь привести пример того самого проблемсолвинга вне геймистской агенды?

Заодно. Мой несовершенный разум не постигает "фана от эстетики ситуации", или я представляю себе что-то не то? Какой-нибудь пример можно?

Оффлайн Арсений

  • Администратор
  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 709
  • упоительная немезида
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #114 : Апреля 07, 2011, 18:57 »
А может кто-нибудь привести пример того самого проблемсолвинга вне геймистской агенды?
Любая игра так или иначе строится на каких-то конфликтах – от “зачистить 20 этажей данжона” до “сделать выбор между любовью и долгом”. Разрешение этих конфликтов и будет проблем-солвингом.

Цитировать
Заодно. Мой несовершенный разум не постигает "фана от эстетики ситуации", или я представляю себе что-то не то? Какой-нибудь пример можно?
Я думаю, это еще можно назвать удовольствием от антуража. Т.е. элегантные манеры и сложный протокол викторианской Англии, атмосфера сурового философского сигилпанка в Плейнскейпе и т.д.

Оффлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • *****
  • Сообщений: 7 810
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #115 : Апреля 07, 2011, 18:58 »
Сперва второе.
Цитировать
Мой несовершенный разум не постигает "фана от эстетики ситуации", или я представляю себе что-то не то? Какой-нибудь пример можно?
Ну, например, супергерой Метаглюк под управлением игрока Пети мчится к небоскрёбу, где Доктор Мегазло уже устанавливает квантовую супербомбу. На узкой вечерней улочке он натыкается на группу панков, которые пытаются ограбить старушку. Благородный Метаглюк тут же вырывает фонарный столб и устраивает борьбу с преступностью в отдельно взятом районе с БУМ!!! БАМ!!! и БДЗЫНЬ!!! большими буквами и жирным шрифтом. При этом данный эпизод не играет роли как вызов - потому что панки Метаглюку никак не ровня, и даже задержать его на значимое время не смогут. Это не сюжетный поворот никоим образом - потому что панки это "простые безымянные NPC" и потом никто из них не окажется амнезийным братом-близнецом девушки разносчика пиццы Джона Лузера (который скрыт под маской Метаглюка). Но Петя от процесса получает удовольствие и улыбается, слушая, как третий панк в ужасе пытается спрятаться в мусорном баке - просто потому что это очень по-комиксовому и напоминает классические образцы. Вот источник его фана - это именно эстетика ситуации.

То же самое, например, с детальным описанием сцен бала в каком-нибудь авантюрном романе - ну все заранее знают, что у губернатора есть незамужняя дочка-красавица, что у нашего героя непременно найдётся соперник из богатой и влиятельной семьи, что посреди бала в зал вломятся злодеи или окажется, что нашего героя вот-вот опознают недруги и ему придётся бежать как Золушке, так что с технической и сюжетной точки зрения бал вообще можно описать двумя-тремя фразами - но от неспешного описания бала глазами персонажа и разговоров NPC многие получают удовольствие, потому что это позволяет ощутить себя в шкуре, например, молодого благородного капера...

Оффлайн Геометр Теней

  • Модератор
  • Легенда форума
  • *****
  • Сообщений: 7 810
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #116 : Апреля 07, 2011, 19:11 »
Теперь первое. Под словом "проблемсолвинг" ты ведь подразумеваешь то, что игроки собираются и действительно думают, как решить проблему, так? Запросто. 

Пусть, например, на пути на вершину Фудзи наших ронинов Укио и Бири загнали в старую хижину злобные снежные волки посреди метели. При этом волки - вполне себе преграда, потому что у Укио опять из-за метели открылось кровохаркание, которое давно сводит его в могилу, а Бири хромает после прошлого эпизода. Соотвественно, игроки вполне себе будут решать, как бы их персонажам выбраться из этого, да ещё и так, чтобы их герои продолжали путь к вершине не на руках, держа в зубах оторванные ноги. Будут и конфликты (в которых придётся рассчитывать шансы успеха и неким менеджментом ресурсов заниматься), и риск - но при этом главное для игроков не то, как бы волков обойти изящнее, а как бы попутно красивее ввести в игру тот факт, например, что Бири идёт к вершине ради спасения своего бывшего господина (который, вообще-то, сжёг родную деревню Укио), а также намекнуть, что болезнь Укио - на самом деле кара горной ведьмы за нарушение условий сделки (и, возможно, у Укио есть шанс оправдаться, подставив прочих охотников). Будет это красивее смотреться, если один будет признаваться в этом, вися над пропастью, когда ронины покидают хижину через окно над обрывом? Или стоя спиной к спине, когда голодные волки всё ближе и ближе? Но задача сохранить персонажа никуда не делась - она просто рассматривается в контексте ещё и создания красивых сцен...   

Оффлайн Gremlin

  • Завсегдатай
  • ***
  • Сообщений: 825
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #117 : Апреля 07, 2011, 21:18 »
я полагаю, что под "проблемсолвингом" некоторые люди понимают более узкие вещи. Да, естественно, проблема - понятие растяжимое и кучу всяких ситуаций можно назвать "решением проблемы".  Нужно ли - уже другой вопрос.

Разница между построением тактики в D&Dшной боевке или вычислением преступника в классическом детективе с одной стороны и описанными Геометром примерами с другой, все же есть. Ее трудно формально определить, поскольку она именно что в ощущениях от процесса.

Можно сравнить это с удовольствием от решения сложной математической задачи и от составления красивого коллажа. И то и другое можно назвать "задачей" или "проблемой", но изнутри субъективные переживания в процессе решения этих "проблем" все же очень разные. А для игры это существенно.

Поэтому, на мой взгляд, не стоит смешивать этих мух с этими котлетами и называть получившуюся субстанцию одним словом ;)

Оффлайн Мышиный Король

  • Старейшина форума
  • *****
  • Сообщений: 4 520
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #118 : Апреля 07, 2011, 21:38 »
По-моему не надо относить к одной стороне построение тактики в D&D и вычисления в детективе.

С моей точки зрения, ситуация, когда персонажам, например, надо найти способ выселить или договориться с аниматором населившим дом, которая является проблемой и основное удовольствие (помимо встречи с этим удивительным существом, т.е. exploration)получается именно от поиска и реализации решения этой проблемы, если оно оказывается не "системной боевкой", будет относится не к геймизму.
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2011, 21:42 от Мышиный Король »

Оффлайн Zlanomar

  • Модератор
  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2 527
  • True Zlan
    • Просмотр профиля
Re: Культисты, помогите разобраться
« Ответ #119 : Апреля 07, 2011, 21:42 »
2 Гремлин и ГТ. Спасибо, стало яснее.
В таком случае вопрос. Правомочно ли применение термина "problem solving" по отношению ко фразе:
"Ролевая  игра - коллективная форма культурного досуга, в которой игроки берут на себя некие [определенные] роли, а один из игроков (ведущий) ставит перед ними ситуационные задачи, которые они решают сообща". - определение, с легкой руки данное мной РИ на одном из мастер-классов, хех  :D.

И мучающий меня уже более недели еще один вопрос: является ли это определение указанием на геймистский тип фана?
Если что, я сам никакого скрытого смысла в эту фразу не вкладывал, следовательно, считаю, что нет. Вот, Мышиный Король почти что мои мысли озвучил.
Или тут скрыта какая-то системная ошибка?
« Последнее редактирование: Апреля 07, 2011, 21:45 от Zlanomar »